Петр Ильич Чайковский 1885
«Манфред»Oslo Philharmonic Orchestra | Mariss Jansons
FLAC+CUE
| 205 mBclassic, symphony
Симфония «Манфред» си минор, соч. 58 —
программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года
на сюжет одноимённой поэмы Байрона. Хронологически эта симфония занимает место
между 4-ой и 5-ой симфониями композитора. Впервые симфония была исполнена 11
марта 1886 в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера.
Написать программную симфонию на
сюжет "Манфреда" Байрона предложил Чайковскому М.А.Балакирев в октябре 1882 года
и прислал развернутую литературную программу с указаниями на некоторые элементы
драматургии, тематизма и тонального плана. Сюжет не увлек Чайковского. Однако
осенью 1884 года Балакирев возобновил предложение, прислав новый вариант
программы, отредактированный В.В.Стасовым. Чайковский дал принципиальное
согласие писать симфонию, надеясь вдохновиться горными пейзажами Швейцарии, куда
он направлялся в ноябре 1884 года. Но ни пребывание на альпийских вершинах (где
развертывается действие "Манфреда"), ни чтение самой поэмы не смогли
по-настоящему вдохновить композитора. Желание сочинить "Манфреда" и увлечение
сюжетом возникло лишь в апреле 1885, во время вынужденного перерыва в работе над
оперой "Чародейка". Симфония была закончена 22 сентября 1885 в Майданове.
Первоначально программа симфонии "Манфред" была составлена Балакиревым для
Г.Берлиоза, посетившего Россию в конце 1867, и в планировке и предполагаемом
образном содержании ориентировалась на такие симфонии композитора, как
"Фантастическая" и "Гарольд в Италии". Отказ стареющего Берлиоза писать симфонию
привел затем к "переадресовке" ее Чайковскому. Можно предположить, что прямая
подсказка подражать концепциям Берлиоза была одной из причин прохладного
отношения Чайковского к предложенному сценарию. Немалую роль в отказе
Чайковского писать музыку на сюжет "Манфреда" сыграло его увлечение музыкой
Шумана на сюжет Байрона. В комментариях Балакирева к программе содержалось
важное указание на современность данного сюжета, что впоследствии подхватил и
развил в своей симфонии сам Чайковский. По мнению Балакирева, "болезнь
настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло
уберечь".
Уже после создания симфонии Чайковский писал Ю.П.Шпажинской: "Манфред - не
простой человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной
олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию
роковых вопросов бытия". Эти роковые вопросы, проблемы добра и зла, жизни и
смерти уже раньше были отражены в ряде инструментальных сочинений
(увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини", Четвертая
симфония). Осознание близости данного сюжета собственным идейным устремлениям,
ощущение современности в нем определили увлеченность Чайковского при создании
симфонии. Но предложенную программу Балакирева и принципиально не отличающийся
от нее вариант Стасова Чайковский подверг редактированию в соответствии с
индивидуальным направлением в решении творческой задачи. /
далее
Wikipedia
«Манфред» – симфония (поэма) в четырех
картинах по драматической поэме Дж. Байрона, си минор, соч. 58.
Посвящена М.А.Балакиреву
1. Lento Lugubre - Moderato Con Moto 15:08
2. Vivace Con Spirito 09:37
3. Andante Con Moto 10:36
4. Allegro Con Fuoco 17:40
Филармонический оркестр Осло, под управлением Мариса Янсонса (ученик Караяна и
Мравинского, дирижер во втором поколении).
Sviatoslav
Richter - Great Pianists of the 20th Century Vol.82 -
Sviatoslav Richter I
CD1
Pictures At An Exhibition: 1. Promenade 1.24
Pictures At An Exhibition: 2. Gnomus 2.27
Pictures At An Exhibition: 3. Promenade II. 0.45
Pictures At An Exhibition: 4. The Old Castle 4.27
Pictures At An Exhibition: 5. Promenade 0.22
Pictures At An Exhibition: 6. The Tuileries Gardens 0.58
Pictures At An Exhibition: 7. Bydlo 2.14
Pictures At An Exhibition: 8. Promenade III. 0.35
Pictures At An Exhibition: 9. Ballet Of The Chickens In
Their Shells 1.08
Pictures At An Exhibition: 10. Samuel Goldenberg And
Schmuyle 1.42
Pictures At An Exhibition: 11. Promenade IV 1.07
Pictures At An Exhibition: 12. The Market-Place At
Limoges 1.17
Pictures At An Exhibition: 13. The Catacombs, Sepulchrum
Romanum 1.55
Pictures At An Exhibition: 14. Cum Mortuis In Lingua
Mortua 1.57
Pictures At An Exhibition: 15. The Hut On Fowl's Legs (Baba-Yaga)
2.51
Pictures At An Exhibition: 16. The Great Gate Of Kiev
5.03
Moment Musical: No. 1 In C, D780 5.46
Impromptu Op. 90, No. 2 In E-Flat 4.15
Impromptu Op. 90, No. 4 In A-Flat 7.23
Etude Op. 10, No. 3 In E "Tristesse" 4.13
Valse Oubliée No. 1 In F-Sharp 2.53
Valse Oubliée No. 2 In A-Flat 5.53
Liszt: Transcendental Etudes, S 139 - 5. Feux Follets
3.36
Etudes D'execution Transcendante: No.12 "Harmonies Du
Soir" 9.09
Prelude In G-Sharp, Op. 32 No. 12 2.28
CD2
Piano Sonata No. 6 in A, Op 82 - 1 Allegro moderato 8.42
Allegretto 3.49
Tempo di valzer. Lentissimo 6.23
Finale. Vivace 6.15
Piano Sonata No. 7 in B flat, Op 83 - 1 Allegro inquieto
8.00
Andante caloroso 6.13
Precipitato 3.35
Prokofiev: Piano Sonata #8 In B Flat, Op. 84, "War
Sonata #3" - 1. Andante Dolce 15.50
Prokofiev: Piano Sonata #8 In B Flat, Op. 84 - 2.
Andante Sognando 4.18
Prokofiev: Piano Sonata #8 In B Flat, Op. 84 - 3. Vivace
9.45