|
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.
Загадочный узник
|
Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери,
прозванный дель Джезу и создавший скрипку, прославившую
Паганини? Почему парижский купец назвал его «никому не
известным»?
О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что
год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам
Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки
хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском
звучания, но уступают им в силе звука. Правда, Страдивари
знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит,
полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же
Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже
поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не
оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую
именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не
вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер
продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для
работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения
Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу
только после смерти…
Приказ «отнять и поделить»
Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже
безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось
не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали,
пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось
проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда,
что в этих скрипках живет душа Страдивари…
В советское же время в России большевики попросту приказали
конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни
находились, и «национализировать» их. Знакомая песня, не
правда ли? Знаменитое «отнять и поделить» товарища Шарикова.
Правда, как известно, будущий Шариков играл на балалайке по
трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари,
но сути дела это не меняет.
Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не
путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную
площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал
примечательный документ, подписанный одним из большевистских
лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не
было славы Герострата). Текст был таким: «Предоставить
подателю сего т-щу Прокофьеву отдельный классный вагон для
поездки в Одессу и обратно».
Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да вот
с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все
сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая вперед,
можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли
немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла
или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями
энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить.
Некоторые инструменты составили основу Государственной
коллекции уникальных музыкальных инструментов. Здесь и
скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и
виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и
альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим
инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго
и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве.
Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их
законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что
альт вообще уцелел. Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов».
Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли
случайно в тайнике Юсуповского дворца.
Подделки и похищения
|
В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился
Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним из
прославленных скрипичных мастеров, «русским Страдивари», как
его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и
вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы,
«прекрасную телом и душою». Растроганный граф дал Батову
вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни создавал
скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за
границей. Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они
скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское
клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.
А вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что
сделал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар. Это
первый в мире создатель инструментов, называемых теперь
скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара
Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка
1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их
неизмеримой ценности… И вот сенсация: обнаружена еще одна
скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным
резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «Я
когда-то жил в лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою».
Нижнюю деку украшала
картина маслом… Долгое время исследователи не сомневались в
авторской принадлежности этой скрипки. Однако выяснилось,
что это всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто
иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый
Вильом, исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы
пути творцов…
Но как бы то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со
звуком и лаком возиться не станут, им лишь бы продать –
поскорее и подороже. Такова трагическая судьба скрипки
Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти
помещенной в Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент
нашли в Германии, оказалось, что воры в целях маскировки
смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка
возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат.
Волшебный звук утрачен навсегда.
Тайна лака Страдивари
Что же за лак смыли со скрипки великого мастера
невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и
других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот
лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой)
отличался особыми свойствами, повторить которые не удалось
еще никому. Многие специалисты считают причиной упадка
скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и
«драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы,
растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что старые
итальянцы добывали лаки и из сандала и шафрана.
Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным
компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что
скорость распространения звука в еловой древесине превышает
таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно
клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти
полностью исчезли «музыкальные» леса. Тот же Вильом в
поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и
скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни
«препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и
секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать
их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. Да и
разве можно повторить волшебство?