Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Актеры и судьбы

 

 Translate a Web Page      Форум      Гостевая книга

 

    Список страниц раздела

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50

 


 

РУФИНА ДМИТРИЕВНА НИФОНТОВА

 

Руфина Дмитриевна Нифонтова (15 сентября 1931 — 27 ноября 1994). Актриса многообразных творческих возможностей: от трепетной лирики, сурового драматизма и трагического величия до острой характерности. Создавала образы как мягких, нежных героинь, умевших проявить мужество и стойкость, так и холодных, жестоких красавиц.

Родилась в семье с греческими корнями, жила на Соколиной горе, недалеко от кинотеатра «Родина».
Отец — Дмитрий Иванович Питаде, был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная» — внимательный, мягкий человек. Мать — Дарья Семёновна, работала на ткацкой фабрике, была ударницей-активисткой, обладала боевым характером. Брат Александр — пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Брат Борис — также погиб на фронте, брат Вячеслав — близнец Руфины. Муж — Нифонтов Глеб Иванович. Дочь — Ольга, закончила ВГИК.

В школе Руфина Дмитриевна активно участвовала в работе драмкружка. После школы подала заявление в театральное — не прошла. Потом сдача вступительных экзаменов во ВГИК — не прошла. Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКА заметил профессор Борис Владимирович Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1955-1957 — актриса Театра-студии киноактера. С 1957 — Академического Малого театра. В Малый пришла уже знаменитой киноактрисой после Сестёр из трилогии «Хождение по мукам». Как известно, роли в кино не очень «засчитываются» театральным миром: одно дело — пересняться в двадцати дублях ради одного удачного, и совсем другое — выйти на сцену «вживую» и сыграть «набело». Несмотря на то, что Нифонтова закончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных образов на сцене Малого. О её характере говорит и известная в театральных кругах «история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра обсыпала дустом парадный костюм последнего. На некоем собрании под название «товарищеский суд» в присутствии руководства театра, разбиравшего «неблаговидный поступок» Нифонтовой, администратор был мастерски доведён актрисой до состояния, которое просто вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии». Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за 1958 год. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за 1960 год. Народная артистка СССР (1978). Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Творческая судьба Р.Нифонтовой складывалась благополучно. В 1955 году актриса окончила актерский факультет ВГИКа. После успешно сыгранной роли Кати в фильме Г.Рошаля «Хождение по мукам», актриса получила приглашение в труппу Государственного академического Малого театра Союза ССР — так сбылась ее мечта! Об этом актриса рассказывает в документальной записи выступления, хранящегося в коллекции радиофонда ГТРФ.

В коллекции радиофонда творчество Р.Нифонтовой представлено столь широко, что позволяет в полной мере оценить это мнение: «Гроза» А.Островского, в роли Катерины, «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки, в роли Алгрен, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, в роли Комиссара, «Страницы дневника» А.Корнейчука, в роли Вероники, «Иван» А.Кудрявцева, в роли Марьи, «Федра» Ж.Расина, в роли Федры, «Любовь Яровая» К.Тренева, в роли Любови Яровой. Плодотворно и успешно складывалась работа Р.Нифонтовой на радио. Она принимала участие в многочисленных радиопостановках в содружестве с такими замечательными артистами, как Р.Плятт, Н.Плотников, Г.Менглет, Т.Пельтцер, О.Стриженов, Е.Матвеев. Это радиоспектакли: «Победительница» А.Арбузова, в роли Алейниковой, «Страницы жизни Эдит Пиаф» Л.Зельмановой, в роли Эдит Пиаф, «Любовь в Старокороткино» В.Липатова (по мотивам произведений), в роли Любки Ненашевой, «Глубокий тыл» Б.Полевого, в роли Жени Мюллер, «Нахлебник» И.Тургенева, в роли Елецкой.

В разные годы актрисой были записаны на радио стихотворения Я.Полонского, Р.Джефферса, Л.Украинки, Л.Щипахина.

Снималась в фильмах-спектаклях Малого театра: «Дачники» (М.Горького), «Иван» (А.Кудрявцева, 1988), «Любовь Яровая» (К.Тренева, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Вс.Вишневского, 1977), «Отцы и дети» (И.Тургенева, 1974), «Птицы нашей молодости» (И.Друце, 1974), «Светит, да не греет» (А.Островского, 1972), «Фальшивая монета» (М.Горького, 1975), «Фома Гордеев» (М.Горького, 1983), «Холопы» (П.Гнедича, 1988), «Дом Островского» (1974).

Лит.: Рошаль Г., Руфина Нифонтова, в сборнике: Актеры советского кино, М., 1963.

 

 

 

 Мой серебряный шар. Руфина Нифонтова (2010)

 

 

 

 

 

 


 

 

Девочка из поселка железнодорожников, что на Соколиной горе в Москве, как и вся ее рабочая семья, увлекалась самодеятельностью. Успешно окончила ВГИК, снялась в двух фильмах, и режиссер Рошаль пригласил ее на роль Кати в кинотрилогию по роману А.Толстого «Хождение по мукам». Эта роль сделала Нифонтову советской кинозвездой.

   - Когда мы приступили к съемкам, — рассказывает Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в этом фильме, — Руфина уже была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера, свет — все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими профессиональными подсказками. Это дорогого стоит.

   Еще не закончились съемки фильма «Восемнадцатый год», когда Руфину Дмитриевну пригласили в труппу Академического Малого театра. Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии», Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости», Любовь Яровая и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» — разные характеры, эпохи, женские судьбы. Благодаря телевидению многие спектакли увидела вся страна.

   - Сказать про Руфину, что она была хорошая актриса, — значит ничего не сказать: это был уникальный талант! — рассказывают о ней. — Первый спектакль, в котором увидел ее театр, — «Каменное гнездо». Играла великая Пашенная, другие великолепные актеры, а Нифонтова встала с ними вровень. Потом у нее случались и провалы, и победы — но это были несравнимые победы.

 

  http://akter.kulichki.net/publ/nifontova_ruf.htm

 

 

 

Руфина Нифонтова, передача "Чтобы помнили"

 

 

 

 

 

 

РУФИНА НИФОНТОВА: ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ

 

Из детства помню: в нашем доме на книжной полке стояла открытка с портретом любимой маминой артистки Руфины Нифонтовой. Когда мой взгляд падал

Руфина Дмитриевна рассказывает:
Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского. После школы решилась поступить в Щепкинское училище, но меня не приняли. Самое ужасное — меня не приняла Вера Николаевна Пашенная, которая была председателем комиссии. Ее спросили:Вера Николаевна Пашенная
-Почему вы не приняли Нифонтову?
А она ответила:
— О ком вы говорите? Эта рыжая? Эта тощая? Которая все чего-то басом читала? Кого она у нас играть будет? Мужчин, что ли? Мы для этого ребят берем.
Кто-то из членов комиссии пытался убедить:
— Но она изменится.
На что Пашенная отвечала:
— Вот когда изменится, тогда пусть приходит.

Я готова была прыгнуть под электричку. Мама с трудом меня успокоила. Мы с ней посовещались, и я отправилась во ВГИК. Меня взяли на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Вот они-то меня всему и научили. Уже на последнем курсе я познакомилась с Рошалем, который и пригласил меня сниматься в своих фильмах.
- А в Малом театре как оказались?
Когда на «Мосфильме» шли съемки
"Хождение по мукам", там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михайл Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?»
Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?»
Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр.
- Отношения с Пашенной сложились?
- Если бы не она, я, может быть, до конца и не поняла, что это за профессия — актриса. С Пашенной сложились странные отношения. Сначала она меня просто Михаил Иванович Царевне принимала. В кино как? Получаешь материал и быстренько все выучиваешь. Я прочитала пьесу. Такая роль могла только во сне присниться. Сразу все выучила наизусть. А другие ходили на репетиции с тетрадками, бумажками. Вера Николаевна решила, что я выпендриваюсь. На репетициях в мою сторону даже не смотрела. И сцены с ней не шли, никак не склеивались. Я решила уже уходить из Малого театра. И вдруг однажды ко мне после репетиции подходит Пашенная и приглашает... к себе в гости. Я растерялась, но согласилась.
В воскресенье поехала к ней. Дверь открыла Пашенная. Простая, домашняя, одетая в ситцевый халатик. И говорит:
— День добрый, барышня. А это были слова из пьесы.
Я помедлила, но тоже ответила словами из пьесы:
— День добрый, хозяйка.
Вера Николаевна пригласила в комнату. Я вошла и с удивлением увидела, что столик накрыт точно так, как в пьесе. Кофе сахар, печенье.
— Как там в школе? — продолжала Пашенная.
Я почти машинально отвечала по роли, одновременно оглядывала квартиру, посматривала на Пашенную. И все время думала, когда же она меня выгонит.
Прошло какое-то время, и она неожиданно отступила от текста:
- Ну что скажете?
- По-моему, сцена получилась.

- Почему вы не сразу отвечали на мои вопросы и делали паузы? Почему все время оглядывались?
- Я первый раз у вас, вот и оглядываюсь. А большие паузы... Вы же не с улыбкой на устах меня принимаете. Я переживаю.
- А почему в театре вы не делаете так? Я тоже там вас первый раз приглашаю в гости. И не могу вас встречать с улыбкой, вы уводите моего женатого сына из семьи.

Я облегченно вздохнула. А я-то думала, что она просто плохо ко мне относится.
И еще Вера Николаевна сказала мне тогда: «Вы, видимо, принадлежите к тем актрисам, которых надо тыкать носом»...
И вот так она меня ткнула.
- Потом вы, наверное, стали друзьями?
- Конечно. Да еще какими! Меня всегда восхищало, как она выкладывалась в каждом спектакле. Однажды я ей сказала: «Так, Вера Николаевна, и помереть можно!» А она ответила: «Раз выбрала сцену, здесь и помирать». Мы вместе с ней еще играли в «Грозе» Островского. Она — Кабаниху, я— Kaтерину.
- Сейчас какими ролями живете?
- Занята в «Царе», долго играла царицу, потом взяла роль Волоховой. В нашем; театре с большим успехом идут «Холопы» Гнедича. А в «Обрыве» по Гончарову я играю Татьяну Марковну Бережкову. Давно вынашивала эту роль. И: рада, что. мечта, сбылась.

 

Татьяна БУЛКИНА
«Российская газета», 3 ноября 1993 года.

 

 

 

 

Руфина Нифонтова "Она была непредсказуема"

 

 

      

 

 

 

ДЕРЖАТЬ МАРКУ ТЕАТРА
 
 

Наша собеседница — народная артистка СССР Руфина НИФОНТОВА
Ее имя широко известно. Выпускница ВГИК, блестяще дебютировавшая в кинотрилогии «Хождение по мукам», ставшая затем звездой Малого театра, Нифонтова и по сей день остается одной из наиболее известных советских актрис. Сегодня она — наша собеседница.
- Руфина Дмитриевна, имеет ли, на ваш взгляд, театр какое-нибудь значение в сегодняшнем обществе?
- Безусловно. Мы не вправе отнимать у театра его роли в современной жизни. Особое внимание обращается сейчас на духовность. И театр как проводник нравственности и культуры еще что-то значит.
- Как вы считаете, существует ли сейчас понятие «марка Малого театра»? Я спрашиваю об этом в связи с пошатнувшимся в последние годы авторитетом именитых соседей — Большого театра и Художественного (то есть МХАТа), сильно дискредитировавших себя в глазах театральной общественности. 
- По-моему, марка Малого театра сохранилась. К нам по-прежнему ходит зритель. А ситуация внутри Малого театра кажется благоприятной потому, что она менее обнажена прессой. Хотя, очевидно, к примеру, что 60 процентов труппы вовсе не занято в репертуаре.
Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм,— это нить, тянущаяся от М. С. Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н. Гоголева и Н.А. Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика.
К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших режиссеров: так, мы потеряли Б. А. Львова-Анохина, который поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей — «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Зато в недавнем прошлом мы легко допускали, что бывший главный режиссер театра В. Андреев мог взять «на свою ответственность» сырую, недоделанную премьеру — «Гостей» Л. Зорина. Мы не возражали против очевидных творческих неудач.

Руфина Нифонтова и Борис Бабочкин

Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию?
— Одна из неотложных задач — повышение зарплаты актерам. Иначе театры забастуют, как оркестр музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Как можно жить на 120 рублей в месяц?
— Я понимаю справедливость их требований. Но ситуация, когда зритель в зале ждет спектакля, а ему говорят, что театр бастует, несовместима, на мой взгляд, с актерской профессией. Вот врач, например, тоже не имеет права бастовать...
В театре сегодня неблагополучная финансовая ситуация. Он нуждается в поддержке, государственной дотации. Однако если в самом театре все продумано и построено правильно, он может и должен сам зарабатывать деньги.
- То есть вы поддерживаете коммерческий подход к искусству?
- Пожалуй, да. Когда я прихожу в театр к Марку Захарову, то вижу, что современный театр может иметь не только творческий, но и коммерческий успех. Я знаю, что актеры должны получать за свой труд и талант приличные деньги,— и у Захарова они получают. И это правильно. Почему актеры должны быть нищими, кто объяснит?
— Руфина Дмитриевна, если бы вас наделили чрезвычайными полномочиями в реорганизации театрального дела, с чего бы вы начали?
— Я не смогу, наверное, решить за весь советский театр, но если бы это касалось нашего Малого, я бы прежде всего попробовала заманить к нам интересных режиссеров. Как в театре имени Вахтангова: его режиссерское пополнение — П. Фоменко, А. Кац, Г. Черняховский, Р. Виктюк — может вызывать здоровую зависть. Те театры, которые рано поняли, что режиссура должна быть хорошей и разной, только выиграли.
Во-вторых, попыталась бы поднять престиж актерского труда, улучшить бытовые условия. Я не могу забыть, например, историю с Иреком Мухамедовым. Пробивая ему квартиру, убеждая в необходимости выделить ее высокие инстанции, театральная общественность без конца куда-то ходила, просила, писала письма. И это для ведущего танцовщика Большого театра! Когда, наконец, все благополучно разрешилось, он остался в Англии. Это как же надо было заморочить человека безнадежными бытовыми проблемами, чтобы он оставил страну.Виталий Доронин и Руфина Нифонтова
- Над чем вы сейчас работаете в театре?
- Ни над чем... В филиале не могли идти мои спектакли с большой сцены, предполагаемая новая работа на камерной сцене сорвалась. В жизни вне искусства я занимаюсь воспитанием внука. Но я не хочу, чтобы роль бабушки стала единственной в моем «репертуаре». Я хочу играть и не хочу ждать, когда зритель начнет восхищаться моей способностью в преклонном возрасте выходить на сцену. Малый театр был всегда знаменит великими старухами. Но ведь каждый год для актера, а особенно актрисы, — на вес золота. Вот сделать бы пьесу на двух-трех исполнителей и поездить по стране, играя везде как в первый раз. Это «исконный» принцип Малого театра — играть до конца, на пределе своих возможностей, никогда не отдыхая на сцене.
- Что в нынешней культурной ситуации вас тревожит?
- То, как складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, что бы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры.
Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного социализма стране не просто сохранить в себе художника.
Есть горькая ирония в том, что советские актеры — академических ли, студийных ли театров,— возвращаясь с зарубежных гастролей, ощущают себя как-то по-другому. И для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий» — «служащий». Он — не «служащий», он артист! 


Н. КОЛЕСОВА.
«ПРАВДА», 12 апреля 1991 

 

 

«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» (трилогия Г.Рошаля) Фильм 1 - «Сёстры»  1957 г.

 

 

 

 

«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» (трилогия Г.Рошаля) Фильм 2 - «Восемнадцатый год» (1958)

 

 

 

 

«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» (трилогия Г.Рошаля) Фильм 3 - «Хмурое утро» (1959)