Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96

 

    Список страниц раздела

 

Translate a Web Page      Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

 


 

Председатель колхоза, сын генералиссимуса

 
В 1927 году советские власти предложили семнадцатилетнему комсомольцу Николаю Елизарову, китайцу по

 национальности, не возвращаться в Китай, а продолжить учебу в СССР. Предлагали так настойчиво, что Николай всё понял и согласился. Мало того, он отказался от отца, и ТАСС распространил заявление: студент Университета трудящихся Востока Цзянь Цзинго (так его звали до приезда в СССР) отказывается от своего отца, военного руководителя партии Гоминьдан, совершившего военный переворот и нарушившего союз с коммунистической партией.

Отец Николая, генералиссимус Чан Кайши, был человеком умным. Он понял: сделав такой шаг, сын спасает жизнь. Жизнь, которая началась очень бурно, в которой были самые неожиданные повороты и фантастические приключения. Закончилась она… Впрочем, до ее конца было еще очень, очень далеко…

В советскую Россию Цзянь Цзинго приехал в 1925 году. За два года он успел немало: взял имя Николая Елизарова, поступил в Университет имени Сунь Ятсена, выучил русский язык и… вступил в тайную организацию троцкистов. Идея мировой социалистической революции показалась ему привлекательней построения социализма в одной отдельно взятой стране.

После того, как советские товарищи решили, что не стоит отпускать домой сына бывшего проклятого друга, а ныне заклятого врага, Цзинго-Коля продолжил учебу.

Вот как описывала жизнь китайца Елизарова российская газета "Труд": "Он закончил военную школу особого назначения, потом Военно-политическую академию в Ленинграде. Получив, академический диплом с отличием, в котором, как оказалось, не было ни малейшей нужды, Елизаров-Цзянь стал учеником слесаря на столичном заводе "Динамо". Наверху показалось, что это – слишком близко к Кремлю. И в мае 1931 года Цзяну предложили сменить жизнь и забыть всё, чему он учился целых шесть лет.

Его послали руководить колхозом в затерявшееся среди полей село Жоково, что в нынешнем Рыбновском районе Рязанской области, совсем рядом с есенинской родиной…".

Под руководством Цзянь Цзинго, умного и талантливого организатора, колхоз встал на ноги. Через много-много лет, когда по российскому телевидению показывали передачу о Коле-китайце, который стал президентом Тайваня, жоковцы всей деревней сидели у телевизоров, и старики вспоминали своего председателя, хорошего человека, к которому всегда можно было прийти и сказать: "Так, мол, и так, Коля, посодействуй, чем можно…".

Но - очередной поворот судьбы, и наш герой намывал золото на приисках Алтая. Потом строил "Уралмаш". Его назначили заместителем начальника отдела кадров. Затем Николай Елизаров исполнял обязанности редактора заводской многотиражки.

Однажды поздним зимним вечером 1933 года он возвращался домой и услышал крик о помощи. Кричала 17-летняя Фаина Бахарева, работавшая на заводе токарем. Она шла со смены, и какой-то хулиган преградил ей вход в общежитие…

Дальше все пошло по канонам классического китайского романа "спасение красавицы героем". А Фаина действительно была красавица, да еще спортсменка и комсомолка.

В отличие от романа, свадьбу сыграли не во дворце с паланкинами и балдахинами, а в общежитии - с картошкой и селедкой (на снимке – Фаина и «Николай»).

В 36-м Николай Елизаров написал письмо на имя вождя народов с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Его немедленно выгнали с работы и лишили высокого звания кандидата в члены ВКП(б). Колю стали вызывать в НКВД, "уточняли" биографию, припоминали связи с троцкистами.

Фанлян на военной церемонии. Тайвань, 31 декабря 1951 года. Photo:AFP … И не миновать бы Коле ареста, если бы… Если бы его папа из проклятого врага СССР снова неБывший президент Цзян Цзинго («Николай Елизаров») превратился бы в заклятого друга. Советское государство начало помогать Китаю отражать агрессию японцев, а Гоминьдан снова "подружился" с компартией.
Воспользовавшись моментом, генералиссимус Чан Кайши потребовал вернуть ему сына, и с этим решили не спорить. В 1937 году, через двенадцать лет, Цзянь Цзинго вернулся домой. Чан Кайши был счастлив увидеть сына, невестку и внука. Он распорядился сыграть свадьбу еще раз – по всем древним китайским обычаям. Фаина стала Фанлян, "Чистая красавица", а «Коля Елизаров» навеки исчез. Об этом имени никто никогда не вспоминал.

Только разве… Ходили слухи, что когда тайваньские моряки захватили советский танкер, полный оружия для КНР, Цзян Цзинго позвонил Виктор Луи, "белоснежная ворона" советской журналистики – человек таинственный и непонятный. Он попросил Колю помочь советскому государству…

В январе 1988 года бывший председатель советского колхоза, президент Республики Китай (официальное название Тайваня) Цзянь Цзинго скончался. В 1989, 1991 и 1996-м умерли его сыновья. Фанлян пережила их всех (оставалась лишь дочь, жившая в США). Она умерла 15 декабря 2004 года в Тайбее, в ветеранском госпитале, от рака легких. Было ей 88. На родину, на Урал, «Чистая красавица» не приезжала никогда…

источник- Владимир Ханелис, Бат-Ям http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2964


Незадачливый генералиссимус Чан Кайши

Тираны и диктаторы

Советская пропаганда называла этого человека не иначе как кровавым диктатором, предавшим заветы своего учителя — великого китайского революционера Сунь Ятсена. Сейчас в многочисленных публикациях генералиссимус Чан Кайши представляется выдающимся государственным деятелем и военачальником. Кем же он был на самом деле?

После опубликования романа Василия Аксенова «Остров Крым» в печати высказывались мнения о том, как было бы здорово, если бы большевики оставили полуостров генералу Врангелю, тем более что на этом настаивала Великобритания, и Ленин вроде бы даже с этим согласился. В доказательство того, что Крым в этом случае купался бы как сыр в масле, приводился пример Тайваня, где уровень ВВП на душу населения сейчас примерно в десять раз выше, чем в Украине. Сравнение генерала Врангеля и генералиссимуса Чан Кайши, Крыма и Тайваня, этих, по выражению Аксенова, «отдаленных братьев», действительно напрашивается само собой. Особенно если не знать историю Тайваня и то, какую роль в этой истории сыграл Чан Кайши.

Пламенный революционер

Парадная биография Чан Кайши, в составлении которой он сам принял живейшее участие, представляет собой наглядные этапы формирования пламенного революционера, выдающегося военачальника и государственного деятеля. С юных лет ему пришлось столкнуться с тяготами и лишениями. Чан Кайши даже довелось сидеть в тюрьме, так как его семья не смогла вовремя заплатить налоги. Именно тогда мать назвала его именем Цзеши (Чан Кайши является европейской транскрипцией китайского имени Цзян Цзеши, которое переводится как «утес»). А когда Чан, который решил посвятить свою жизнь борьбе с монархией, выбрал для себя профессию военного, то его мать дала ему новое имя — Чжунчжэн, что в переводе означает «прямой и непреклонный».
В 18 лет Чан Кайши сдал экзамен и поступил в Баодинскую военную школу, а через год был переведен в Государственную военную школу японской армии в Токио. Там в это время действовала созданная доктором Сунь Ятсеном тайная организация «Китайская революционная лига». Несмотря на то, что китайским курсантам строго запрещалось заниматься политической деятельностью, Чан Кайши вскоре вступил в ряды этой организации. Он произнес слова присяги на верность китайской революции: «Клянусь бороться за изгнание маньчжуров, освобождение Китая, создание республики и установление равных прав на землю!»
В 1911 году вместе со своим идейным наставником Чан Кайши вернулся в революционный Китай, приняв активное участие в свержении монархии. До последних дней генералиссимуса в его служебном кабинете на видном месте висело письмо Сунь Ятсена со словами: «Моему младшему брату Цзеши. Поднебесная — это наше общее достояние». В 1922 году Чан Кайши был назначен начальником генштаба вооруженных сил созданной Сунь Ятсеном партии Гоминьдан. После смерти Сунь Ятсена, в 1925 году, Чан Кайши возглавил революционное движение на юге Китая и годом позже организовал военный поход на север. Этот поход представлял собой настолько необычное явление, что привлек внимание всего мира. Впереди войск двигались небольшие группы, которые агитировали население, в результате чего города и деревни радушно встречали наступавшую армию. В марте 1927 года отряды Гоминьдана с триумфом вошли в крупнейший город Китая — Шанхай. В результате фактически весь Китай, за исключением Маньчжурии, признал власть гоминьдановского правительства. Северный поход принес маршалу Чан Кайши (в 1928 году ему было присвоено звание генералиссимуса) мировую славу.
Десять лет спустя Чан Кайши официально получил высшую власть в партии Гоминьдан и фактически в Китайской Республике. С этого времени он считался общепризнанным вождем Китая. Это был пик его военной и государственной карьеры. Соратники Чан Кайши не уставали превозносить его личные качества, заявляя, что такие герои рождаются один раз в 300 или даже 500 лет. Особенно генералиссимусу нравилось, когда его сравнивали с одним из предков — легендарным правителем Чжоу-гуном, государственной мудростью которого восхищался сам Конфуций.

«Одна страна, одна партия, один вождь!»

Падение власти Чан Кайши, которое произошло в 1949 году, было неожиданным, но только не для тех, кто знал его неприкрашенную биографию. Он родился в 1987 году в весьма состоятельной семье — его отец был управляющим отделения государственной соляной монополии и крупным виноторговцем. Юный Чан, судя по всему, не выказал ни малейших способностей к тому, чтобы продолжить дело отца, отчего и назван был Чжунчжэном, что можно также перевести как «тупой и упрямый». В военное училище он был определен только потому, что ни на что другое не годился. Что касается его обучения в токийской военной школе, то это были всего лишь краткосрочные курсы подготовки офицеров китайской армии, не имеющих права служить в вооруженных силах Японии. Чан Кайши, кстати, по окончании школы наглядно продемонстрировал уровень этой подготовки — его первый опыт руководства войсками Гоминьдана закончился бесславно. Между прочим, после этой неудачи будущий генералиссимус решил забросить революцию и заняться бизнесом. В Шанхае он попробовал себя в качестве биржевого маклера, но, как и следовало ожидать, быстро обанкротился.
Трудно сказать, действительно ли Сунь Ятсен назвал Чан Кайши младшим братом, ведь разница в возрасте между ними была 21 год, но совершенно очевидно, что вождь китайской революции не считал неудачливого военного своим наследником. В 1923 году он даже отослал Чан Кайши в Советскую Россию в надежде, что там его научат, как защищать завоевания революции. Судя по всему, эта надежда оправдалась. Есть даже предположение, что во время своего пребывания в России Чан Кайши заручился поддержкой Сталина и в дальнейшем действовал строго в соответствии с указаниями генсека ВКП(б), получая от него необходимую помощь. Те походы, которые прославили Чан Кайши, были успешными в основном благодаря тому, что ими в действительности руководили военные советники во главе с героем Гражданской войны Василием Блюхером.
Но Чан Кайши решился в 1927 году на кампанию очищения Гоминьдана от коммунистов. И в советских газетах его немедленно объявили предателем и отщепенцем. Даже его сын Цзян Цзинго, который в то время учился в СССР, опубликовал в газете «Правда» открытое письмо. В нем были такие строки: «Я сделал то, что ты говорил мне раньше. Я стал революционером! И поэтому я — твой враг. Чан Кайши, честное слово, коммунисты с каждым днем крепнут силами для будущей борьбы. Извини, пожалуйста, но мы легко разделаемся с тобой. Борясь с капиталистами, убрать с дороги тебя, их пешку, не так трудно».
В этой истории примечательно, что Чан Кайши клеймили на страницах советских газет Троцкий и его соратники, а вовсе не Сталин. Кстати, Цзян Цзинго вскоре после опубликования своего письма был направлен на, как тогда говорили, «перековку» — продолжительное время он трудился разнорабочим в подмосковном совхозе и на золотых приисках в Алтае. Примечательно также, что Чан Кайши выступил против Мао Цзедуна, который, с точки зрения Сталина, был явным троцкистом. А лозунг, который выдвинул Чан Кайши: «Одна страна, одна партия, один вождь!», был, скорее всего, позаимствован именно в СССР. Это, конечно, не соответствовало идее Сунь Ятсена, создавшего Гоминьдан. В названии этой организации иероглиф «го» означает государство, «минь» — народ, а «дан» — партия.
Чан Кайши, таким образом, отождествил себя с народом, причем сделал это совершенно искренне. Он вообще был крайне высокого мнения о себе. Особенно это проявилось в годы Второй мировой войны, когда Чан Кайши почувствовал себя одним из мировых лидеров, способных вести независимую политику. Расплата последовала незамедлительно — хитрый Мао Цзедун заручился поддержкой СССР и в скором времени вытеснил Чан Кайши и всю партию Гоминьдан, насчитывавшую два миллиона душ, на остров Тайвань.

Кровавый диктатор

Этот остров, который находится от континентального Китая на расстоянии 130 км, стал частью Поднебесной империи чуть более двух веков назад. До этого Тайвань делили между собой португальцы, давшие острову название Формоза, то есть «прекрасный», а также испанцы и голландцы. Началом индустриализации Тайвань обязан Японии — к ней остров отошел по условиям договора 1895 года, подписанного после завершения японско-китайской войны. Японцы построили железные дороги, электростанцию и промышленные предприятия. Численность населения острова составляла почти 3 млн. человек. И этому населению как-то удалось прокормить двухмиллионную армию пламенных китайских революционеров.
Считается, что Чан Кайши немедленно по прибытии на остров провел аграрную реформу по принципу Сунь Ятсена — «каждому пахарю — поле», что якобы позволило благодарным тайванцам резко увеличить урожайность полей. Это, конечно, не так. На самом деле аграрная реформа на Тайване началась еще в 1945 году, когда остров вновь отошел к Китаю, и осуществлялась настолько удачно, что через два года возмущенные тайванцы подняли восстание. По прямому указанию Чан Кайши при подавлении этого восстания были убиты тысячи людей. Когда гоминьдановцы высадились на остров, реформа была продолжена. Заключалась она попросту в том, что у местного населения земля отнималась и передавалась в собственность Чан Кайши и его сторонников.
Эта реформа, конечно же, не вдохновила крестьян на трудовые подвиги. Она лишь настроила местное население против чужаков. Но одновременно с аграрной реформой Чан Кайши ввел на острове военное положение, запретив все демонстрации, пикеты, забастовки, не говоря уже о создании оппозиционных партий. Нарушители карались по законам военного времени. Советская пропаганда, утверждавшая, что Чан Кайши создал на Тайване кровавый диктаторский режим, была не так уж далека от истины.
И к «экономическому чуду», которое случилось на Тайване в 70-х годах прошлого века, Чан Кайши не имел никакого отношения. На самом деле первые годы после высадки на остров он и его сторонники продержались благодаря тому, что прихватили с собой из континентального Китая огромное количество культурных и исторических ценностей, а также весь китайский золотой запас. Позже, когда награбленное добро подошло к концу, Чан Кайши регулярно помогали из-за океана. С 1950 по 1965 год Тайвань получил от США свыше $1,5 млрд.

Персонаж анекдотов

Этот остров до сих пор был бы всего лишь непотопляемой базой Пентагона, если бы в апреле 1975 года генералиссимус Чан Кайши не почил в бозе. Пост президента Тайваня унаследовал его сын. Тот самый, который прошел суровую школу перековки в СССР, после чего всю оставшуюся жизнь испытывал лютую ненависть к коммунистам вообще и к троцкистам в частности. За 13 лет своего правления он сделал, в сущности, одно — покончил с чудовищным воровством, которое всемерно поощрял его папаша. Благодаря этому на остров пришли щедрые инвестиции из США и Японии. Инвесторов можно было понять, ведь зарплата тайваньского рабочего составляла всего 7% от ставки его американского коллеги.
После смерти Чан Кайши в столице Тайваня был открыт мемориал его имени. Кроме того, имя генералиссимуса было присвоено международному аэропорту и одной из центральных улиц Тайбэя. Но совсем недавно власти Тайваня решили вычеркнуть это имя если не из истории острова, то, во всяком случае, из списка его достопримечательностей. Музей Чан Кайши, по странному стечению обстоятельств, переименован в Мемориал тайваньской демократии, а многочисленные памятники генералиссимусу исчезли с лица земли.
Кажется, уходит в политическое небытие и славная партия Гоминьдан, стоявшая у истоков революции в Китае. Она с треском проиграла парламентские выборы, и у нее, скорее всего, нет никаких надежд на то, чтобы взять реванш. Ни один политик на Тайване, если он в здравом уме и твердой памяти, не объявит себя продолжателем дела Чан Кайши, так как генералиссимус, любовавшийся собственными скульптурными и живописными изображениями, уже служит персонажем многочисленных анекдотов. В континентальном Китае имя этого человека вообще вызывает презрение. И китайцы с огромным удивлением читают появляющиеся за рубежом публикации, превозносящие заслуги этого, в общем-то, ничем не примечательного человека.
Пожалуй, единственное, в чем он достиг замечательных успехов, так это в сложнейшей технике китай-
ской каллиграфии. Генералиссимус собственноручно написал и повесил у себя в кабинете изречение древнего мыслителя Мэн-Цзы: «Жить, ощущая себя человеком Поднебесной во всей ее широте; занимать в Поднебесной положение того, кто известен своей справедливостью; идти по тому великому пути, который предусматривает Поднебесная». Кто знает, выбери Чан Кайши не политику, а каллиграфию, может быть, и был бы его путь великим.

источник- ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН  http://1k.com.ua/184/details/9/1