Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк    Люди, годы, судьбы...

Театральные истории

1  2  3  4  5  6  7  8

Гостевая книга    Форум    Помощь сайту


1  2  3

Театральные байки

«Театральные байки» (Борис Зубов)

Предисловие

С житейской точки зрения доля артиста незавидная. Во-первых, потому, что он существо от многого зависимое: от режиссера, от труппы или съемочной группы, от спонсора, мецената, от фарта и просто от расположения звезд над головой. Во-вторых, профессия его публичная, стало быть и внешний вид надобно иметь престижный. Однако достойный прикид по нынешним доходам, увы! — не по карману артисту. Нет-нет, не тому, кто часто мелькает в телесериалах или рекламе, кто может выстроить дом своей мечты со всеми прибамбасами.

Сегодняшний рядовой российский служитель Мельпомены живет у самой кромки бедности, как живут все, кто трудится на ниве культпросвета: учителя, библиотекари, музейщики. Впрочем, так было всегда. Казалось бы, откуда взяться радости? Но во все времена актерское племя славилось своей бесшабашной веселостью, умением сказать острое словцо, узреть даже в грустном смешное.

В огромной копилке народного юмора, пожалуй, больше всего актерских грошиков, гривен, денежек, а то и золотых рублей. Я понял это сразу же, придя в Щукинское театральное училище, где юмором, как озоном, была насыщена вся атмосфера студенческой жизни, творческой работы. Каким заразительным смехом на наших дружеских вечеринках сдабривались воспоминания о розыгрышах, подколках, шутках, ляпах, курьезах, репликах, каламбурах!

Поначалу я думал, что в полной мере оценить этот юмор может только актерская братия. Людям, далеким от театра, его кулис и сцены, он будет не совсем понятен. Но однажды, когда в моем доме на семейное торжество собрались гости разного возраста, разных занятий, в основном технари, меня попросили рассказать о своей учебе. Перечисляя предметы, учителей, я видел на лицах лишь вежливое внимание. И тогда я начал «травить» наши байки. Гости хохотали так, что звенели стеклянные висюльки на люстре. Весь вечер меня не отпускали с «манежа». Я имел оглушительный успех квартирного масштаба. Кто-то даже пытался записать сюжеты. Меня это немного заело. Почему кто-то, а не я? На другой день я попросил у отца толстую тетрадь. Он мне дал старую амбарную книгу. С тех пор я записываю всякие смешные случаи, в которых участвовал сам или был свидетелем, слышал от коллег за кулисами, в курилках, в скудных актерских буфетах, в шумном застолье от заядлых театралов, находил в книгах. Так набралось у меня много радостного добра, которым, я считаю, грех не поделиться с читателем.

Борис Зубов


6 cентября 1936 - Принято постановление "Об установлении звания народного артиста СССР"

 В  СССР труд был Великий и Отечественный. людей учили гордиться хорошими результатами своего труда, побуждали стать настоящими специалистами. Обеспечивали передачу передового опыта. Награждали ГЕРОЕВ ТРУДА, как и героев войны. Их имена знала вся страна.
 
В  СССР в наградной системе наряду с орденами и медалями существовали почетные звания. Они занимали важное место в системе моральных стимулов труда. Присвоение почетных званий являлось прерогативой высших органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик, что было зафиксировано в статье 121 Конституции СССР. Раньше других было учреждено звание народного артиста СССР. В 1936 г. ЦИК СССР отметил им группу особо отличившихся деятелей искусства в области театра, музыки, кино.

Но начало свое звание ведет с первых лет советской власти, когда особо отличившихся деятелей искусства награждали званием "Народный артист Республики". Этого звания были удостоены : Ф.И.Шаляпин /1918/, М.Н.Ермолова /1920/, А.И.Южин-Сумбатов /1922/, Л.В.Собинов и В.Э.Мейерхольд /1923/, Г.Н.Федотова /1924/ и др.

7 сентября 1936 г. газета "Правда" опубликовала постановления ЦИК Союза ССР от 6 сентября "Об установлении звания народного артиста Союза ССР" и "О присвоении званий народный артист Союза ССР".


Первые народные артисты СССР. В верхнем ряду (слева направо): К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Е.П.Корчагина-Александровская, М.М.Блюменталь-Тамарина. Нижний ряд: А.В.Нежданова, Б.В.Щукин, М.И.Литвиненко- Вольгемут, П.К.Саксаганский, А.А.Васадзе, А.А.Хорава, Куляш Байсеитова.

Постепенно все сводилось на нет.
В целях приведения в соответствие с "Общим положением об орденах, медалях и почетных званиях СССР" Законодательства о почетных званиях СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 г. было утверждено новое Положение о почетном звании "Народный артист СССР". Согласно Положению почетное звание "Народный артист СССР" присваивалось наиболее выдающимся деятелям искусства, внесшим особый вклад в развитие советского театра, музыки, кино, цирка, телевидения и радиовещания, в воспитание творческой смены. Лицам, удостоенным почетного звания "Народный артист СССР" вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР, нагрудный знак и удостоверение к нему.

Почетное звание "Народный артист СССР" присваивалось деятелям культуры с 1936 г. по 1991 г. Среди награжденных были: А.К.Тарасова, О.Л.Книппер-Чехова, А.С.Пирогов /1937/, И.С.Козловский /1940/, Е.Д.Турчанинова /1943/, Н.К.Черкасов /1947/, Н.П.Охлопков, В.И.Пудовкин /1948/, С.Я.Лемешев, Л.П.Орлова /1950/, О.В.Лепешинская, Г.С.Уланова /1951/, Д.Д.Шостакович /1954/, Д.Б.Кабалевский /1963/, Е.Ф.Светланов /1968/, Г.В.Свиридов /1970/, Л.Г.Зыкина /1973/, И.М.Смоктуновский /1974/, Л.И.Гайдай, Г.Б.Волчек, Н.Ю.Дурова /1989/ и др. Списки награжденных публиковались в Ведомостях Верховного Совета СССР.


Курьезные истории из театральной жизни
 
1  2
 
Часть 1.
  • Первый раз М. Жаров вышел на сцену в опере "Капитанская дочка" в качестве статиста. Новичков статистов обязательно одевали в калмыков и башкир- участников пугачевского бунта. Помощник режиссера задачу перед новичками поставил просто: "Вы все сидите за этим вот заборчиком. Потом заиграет музыка. Здесь опера, и все делается под музыку. Я вам махну, а вы вылезайте из-за частокола - дальше не ваша забота". Во время действия помреж махнул и статисты полезли на забор. И едва они успели высунуться из-за частокола, как их стали бить палками по головам "екатерининские солдаты", да так проворно, что "заботиться" им дальше действительно было не о чем.

     
  • Долгие годы в Одесском театре работал доктор Копич. Он помнил самого Олдриджа:
    - Как он играл Отелло! Разве вы, теперешние, можете себе представить? Как он душил Дездемону! Дамы, присутствовавшие в театре, которых мужья подозревали в измене, падали в обморок. А я бегал от одной к другой и давал валерьянку. Вот это было искусство!

     
  • Москва. Заезжая труппа давала в Михайловском манеже "Тараса Бульбу". В сцене, где Тарас убивает своего сына, Бульба мучительно долго стаскивал с плеча зацепившееся ружье, приговаривая: "Подожди, Андрий, вот сейчас я тебя убью!" Бедняга Андрий терпеливо ждал пока его убьют, а ружье все никак не поддавалось. Наконец распутав ремень, Тарас воскликнул: "Я тебя породил, я тебя и убью!" - и нажал курок... Не тут то было, осечка. "Погоди, Андрий, я тебя сейчас убью! Я тебя породил, я тебя и убью!" - запричитал снова Тарас Бульба, тщетно нажимая на курок под гомерический хохот зала. Наконец, за кулисами кто-то сжалился и ударил доской об пол, имитируя выстрел... Увы, в этот момент отчаявшийся Тарас Бульба уже рубил сына саблей.

     
  • Однажды в "Евгении Онегине" секундант перепутал пистолеты и подал заряженный Ленскому. Ленский выстрелил, Онегин от неожиданности упал. Ленский, чтобы как-то заполнить понятную паузу, спел известную фразу Онегина: "Убит!" Секундант в замешательстве добавил: "Убит, да не тот".

     
  • Провинциальный театр не нашел статиста на роль покойника в гробу. Наняли отставного солдата. Немолодого, бывалого и с роскошными усами. Ну, идет спектакль. Солдат лежит в гробу. По бокам, как положено, стоят две свечки. Свечи горят, и одна из них капает на шикарный солдатский ус. Тут "покойник" поднялся, загасил свечу и преспокойно улегся обратно в гроб.

     
  • На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил. Но Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался сообразительным малым и с возгласом: "Какое коварство! Я понял все - сапог отравлен!" - упал и умер в конвульсиях.

     
  • Москва. Год 1924-ый. Последний спектакль А. Южина в Малом театре. Актер прощается со сценой, которой послужил почти 50 лет, в своей любимой роли Отелло. В роли Дездемоны молодая, импульсивная, темпераментная Е. Гоголева. После спектакля один из дипломатов сказал: "Я ужасно волновался весь последний акт, как бы эта бешеная Дездемона не задушила бедного старичка Отелло".

     
  • Богатый купец выстроил театр, пригласил известного режиссера А. Яблочкина, который, осмотрев помещение, заявил, что это не театр, а коробка.
    - Помилуйте, - возразил купец, - не коробка, а настоящий театр из хорошего теса!
    - А резонанса почему нет?
    - Чего нет?
    - Резонанса.
    - Ах, черти! Ах, канальи! Яшка! Яшка, почему резонанса нет? - разбушевался купец. - Завтра же чтобы из Парижу выписал!
  •  
     
    Часть 2.
  • Вагнер пригласил Мейербера на премьеру "Тангейзера" в Парижской Гранд-Опера. "Что скажете, маэстро?" - спросил Вагнер после спектакля. Вместо ответа Мейербер показал на спящего в зале зрителя: "Смотрите сами". Вскоре после этого была поставлена опера Мейербера, на которую автор в свою очередь пригласил Вагнера. "Каковы впечатления?" - спросил на этот раз Мейербер. Торжествующий Вагнер указал на спящего зрителя: "Смотрите!" - "А, этот? - не задумываясь среагировал Мейербер. - Этот спит еще с того вечера, когда шел ваш "Тангейзер".

     
  • Провинциальный актер по фамилии Спиридонов, товарищи по сцене его звали просто Спиря, ролей некогда не знал, да и с пьесами, в которых играл, был знаком мало. В некой мелодраме в первом акте Спиря должен был убить одного из героев, но, не имея представления, кого именно, набросился на первого попавшегося:
    - Так умри, злодей! - замахнулся кинжалом и услышал тихий шепот:
    - Не меня, не меня, Спиря.
    Спиря подбежал к другому:
    - О, коварный! Так это ты? - и снова слышит:
    - Не меня, Спиря!
    Он к третьему - опять не тот. Тогда, не долго думая, Спиря проткнул кинжалом себя и упал замертво. Забавно, что после этого он продолжал играть еще четыре акта.

     
  • Когда в Петербурге с громадным успехом впервые прошла "Прекрасная Елена" Оффенбаха, какой-то провинциальный антрепренер прислал в столичную театральную библиотеку запрос относительно стоимости оркестровки, партитуры и либретто этой оперы. Библиотека ответила, что оркестровка и партитура стоят 300 рублей, а либретто 50 копеек. Тогда антрепренер телеграфировал: "Высылайте либретто, музыку подберем сами"

     
  • Вертинский давал концерт в маленьком клубе Минска. Перед выступлением они с пианистом М. Брохесом решили опробовать звучание рояля. Оказалось - жуть. Позвали директора, тот развел руками. Вздохнув, сказал: "Александр Николаевич, это исторический рояль - на нем отказался играть еще сам Шопен."

     
  • Харьков. Опера "Аида". На сцене Аида и ее отец - царь эфиопов. Дуэт царственной пары уже закончен, а Радамеса все нет. Исполнитель роли Радамеса запил в соседнем ресторане "Ялта". Эфиопский царь огляделся в отчаянии и его осенило. Красивым речитативом он сказал дочери: "Напрасно мы ждем Радамеса, сегодня он к нам не придет". И царь с дочерью величественно удалились за кулисы.

     
  • Однажды Станиславский в "Трех сестрах" в роли Вершинина, представился актеру Лужскому, игравшему Андрея Прозорова: "Прозоров". Тот поперхнулся и ответил сдавленным голосом: "Как странно - я тоже".

     
  • В Академическом театре драмы имени Пушкина шел "Великий государь" В. Соловьева. По ходу действия на сцену выбегал гонец со свитком в руках. "Читай!" - велел грозный царь. Артист разворачивает свиток и с ужасом обнаруживает, что текста на нем нет. Гонец терялся недолго. "Я грамоте, великий государь, ведь не обучен", - заявил артист.

     
  • Михаил Чехов при поступлении в Московский Художественный театр получил от Станиславского задание: изобразить окуророк. Ну и что, поплевал на пальцы и с изящным шипением придавил ими свою макушку - "загасил окурок". Станиславский был покорен.

     
  • В оперном театре Казани на контральтовых партиях служила некая примадонна. Она была непомерно толста. Как-то на масленицу давали "Жизнь за царя". Примадонна в роли Вани, а публика была веселая. Когда она пропела: "Бедной конь в поле пал...", из зала отчетливо донеслось: "Еще бы, когда на нем прокатилась такая туша!"