Домой Фрагменты старой прессы Открытки войны Страницы истории разведки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы...
Карикатура и плакат в Великой Отечественной войне Ордена и медали России
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
группы и бюсты великих писателей на фасаде. А еще... мемориальная доска, она гласит: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н. А., Перегонец А. Ф., Добросмыслову Д. К., Яковлевой З. П., Чечеткину П. И., Озерову И. Н., Ефимовой П. Т., Савватееву О. А.» Значит, здесь тоже воевали. Тоже отстаивали свои жизненные принципы и убеждения, тоже защищали свою Родину, Родину, которой у людей уже нет. А может быть нет и принципов и своей гражданской позиции? Как и почему? На эту тему можно долго рассуждать, спорить. Но лучше давайте вернемся на шестьдесят с лишним лет назад и попробуем взглянуть, вспомнить, как все было.
Лето в театрах - пора гастролей, пора
ответственная и напряженная. Лето 1941 началось как обычно, и как обычно
многие театры страны выехали на гастроли. В Донецк - Малый театр, в Минск -
художественный, в Москве начал свои гастроли киевский театр им. Ивана Франка,
в Севастополе - крымский театр им. Горького. 21 июня - теплый летний день.
Яркие солнечные лучи, отражаясь в зыбкой глади Черного моря, освещали театр,
на сцене которого суетились монтировщики, устанавливая декорации для
вечернего спектакля. В репетиционном зале собрались артисты, оживленно обсуждая предстоящие встречи с севастопольским зрителем. Больше других волновался Яков Борисович Смоленский. Еще бы! Сегодня он впервые предстанет перед севастопольцами в роли Владимира Ильича Ленина. Гастроли открывались спектаклем «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Он держал в руках пьесу и еще не знал, что именно сегодня, 21 июня 1941 года, последний раз вспыхнут театральные прожектора, осветив его в костюме и гриме. Повторяя слова роли, он и не думал, что очень скоро будет повторять их как молитву стоя перед дулом фашистского автомата. Тогда еще никто ничего не знал. Все было как обычно.
Возвращались в бухты корабли. Аплодировали взволнованные зрители. Торопились в гостиницу усталые после спектакля артисты. А ночью… От страшного грохота вздрогнул город, взметнулись в небо клубы дыма и языки пламени, высветив самолеты с фашистской свастикой.
Началась война. Самая зловещая и кровавая
война в истории человечества. Обычные дни перестали быть обычными, а людям
предстояло пережить тяжелые испытания. Они стояли на пороге великого горя. 22
июня театр возвратился в Симферополь, продолжая работать в родном городе,
обслуживая близлежащие села и населенные пункты. Составлялись концертные
программы с отрывками из патриотических спектаклей, с героическими стихами и
песнями. А положение на фронте с каждым днем становилось
все более тяжелым. Враг стремительно наступал, занимая все новые и новые
районы. В августе 1941 года в Крыму была проведена первая эвакуация. В
театре упаковывались костюмы, ценный реквизит, декорации, но скоро стало
известно, что ни один город полностью принять коллектив не может. И на
состоявшемся в театре митинге было решено играть до последнего дня, а потом
отступить с частями Красной Армии. Выступая на митинге, актеры говорили, что
Крым есть и будет советским, что они не пожалеют сил и жизни для защиты
Родины.
До конца октября 1941 театр работал. Враг уже был в Крыму. Отступая с тяжелыми
боями, Красная Армия в Симферополь не вошла. Для эвакуации артистов были
присланы две небольшие машины, которые должны были доставить их в Севастополь,
ибо узкая полоска суши, соединяющая полуостров с большой землей была уже в
руках агрессора - уйти можно было только морем. Но дорога из Симферополя в
Севастополь была уже отрезанной. Единственно открытый путь - через Ялту, туда
и направились машины, но доехав до Рабочего Уголка, близ Алушты, они высадили
артистов и ушли, якобы на заправку, но больше не вернулись. Актеры остались
одни, транспорта, который мог бы их доставить в Севастополь, не было, а к
берегам уже подходила фашистская эскадра. Пришлось возвращаться в Симферополь.
сразу пошли на службу к
оккупантам.
Дул холодный северный ветер, неся по пустынным улицам обрывки афиш, стуча
ветвями деревьев в окна домов, донося обрывки лающей, грубой речи. Тяжело
опускался на город вечер, начинал моросить дождь. По улицам мчался огромный
крытый «зауэр», останавливаясь
то у одного дома, то у другого, и кто попадал а него, уже не возвращался.
Остановился он и у дома Александры Федоровны Перегонец - ведущей актрисы
театра. Зловеще заскрипели тормоза, застучали кованные сапоги, раздался стук в
дверь. Сердце замерло. «Хорошо, что нет дома Санечки, - подумал, наверное,
тогда муж актрисы Анатолий
Иванович Добкевич, - мало ли что может случиться»». И случилось. Ему
предложили выйти, сесть в машину. Нет, его не схватили так, как хватали людей,
неугодных фюреру. Ему именно предложили поехать в гестапо, надеясь на
сотрудничество. А немецкая пропаганда уже вовсю твердила, что бывший дворянин,
заслуженный артист РСФСР Добкевич добровольно перешел на их сторону, став
городским головой. Но разве мог советский гражданин, всей душой, всем сердцем
преданный советской власти, стать предателем? Нет, один из любимейших актеров
симферопольской публики не стал фашистским прихвостнем, предпочтя тяжелую
смерть в застенках гестапо.
Весной 1942 года, когда начался массовый угон молодежи в Германию. Работниками театра было решено открыть студию, чтобы спасать ребят от немецкого рабства. Вдохновителем открытия студии был С. А. Томский, он говорил: «Надо спасать ребят». Харламов зачислил ребят во вспомогательный состав труппы, как необходимое подспорье, занимал их, будучи главным режиссером, в спектаклях. Н. А. Барышев предложил зачислить преподавателем А. Перегонец, видя ее большие страдания в связи с гибелью мужа и желая помочь ей хоть как-то отвлечься. Вскоре она стала его большим помощником в подпольной работе. Именно в этой студии удалось легализоваться советской радистке Татьяне Овсюг. За все время оккупации не было поставлено ни одной антисоветской пьесы - играли водевили, пьесы Островского. Специально выбирались постановки, в которых должно быть задействовано много актеров, чтобы занимать в них студийцев. В студии этюды давались большей частью революционные. Например: встречаются два брата после долгой разлуки, и тут выясняется, что один из них «красный», а другой - «белый». Как поведете себя? Или: ведут арестованного паренька на расстрел. Навстречу ему товарищи: надо найти выход, чтобы спасти арестованного.
Деятельность подпольной группы была большей частью пропагандистской -
распространяли листовки, разносили сводки Совинформбюро. Также в лес
отправлялись разведданные, даже теплые театральные костюмы и медикаменты,
собранные Александрой Федоровной.
О. Пашинская http://fire-of-war.ru/podpolie/p1116.htm
Они
были актерами
1981
Режиссер
Георгий
Натансон
Сценарий:
Георгий
Натансон,
Виктор Орлов
|