Домой   Фрагменты старой прессы  Открытки войны   Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

Карикатура и плакат в Великой Отечественной войне     Ордена и медали России 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

Translate a Web Page      Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

Список страниц



ПЕСНЯ - КРЫЛАТАЯ ПТИЦА

В газете «Советская Россия» нередко печатаются статьи, посвященные искусству эпохи Советского Союза, как мирных, так и военных лет. В своем письме я хочу хотя бы немного рассказать о песне Великой Отечественной войны, помогавшей советскому народу в борьбе с немецкими захватчиками как на фронте, так и в тылу. Песня поднимала дух бойцов, сражавшихся на поле битвы, дух тружеников тыла, ковавших победу над врагом на фабриках, заводах, колхозных полях — на любых трудовых постах народного хозяйства. Роль песни невозможно переоценить, как и переоценить труд творцов песни — поэтов, композиторов и исполнителей. Очень надеюсь, что моя статья найдет свое место в вашей газете, даже и не к юбилею, к годовщине Победы над фашизмом.

Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа-победителя. Советский народ в тяжелых боях и в не менее тяжелом труде защитил независимость своей Родины, а также помог народам Европы и Азии освободиться от оккупантов их стран — фашистских полчищ Германии и империалистов Японии.
Можно ли представить совместимость войны и искусства? Есть старинное изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но эти слова, оказалось, несовместимы с обликом советского народа, с его моралью, его мировоззрением, его жизнелюбием и мужеством.
В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой героический труд труженики заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны. В годы войны рождались произведения всех видов искусства: литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время.
Хочется особо отметить музыку — искусство, обладающее мощной силой непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, действия, вплоть до героических.
Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни. И именно об этом жанре музыки хочется рассказать в данной статье.
Свойство песни — оперативность. Она живо откликается на все события жизни. Ей присуща душевная пылкость, а у советской песни и гражданственность, теснейшая связь с жизнью страны, ее народа. Еще в предвоенные годы советскими композиторами и поэтами были созданы массовые песни, которые пела вся страна. Эта традиция сохранилась и в годы войны.
Песни начали звучать буквально с первых военных дней. «Священная война» А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача была создана за считанные часы, и уже 26 июня 1941 года ее отрепетировал Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии, а
27 июня исполнял ее на площади Белорусского вокзала Москвы. За первые дни войны только в Москве было создано более 100 новых песен!
Песня Александрова — произведение огромной выразительной силы. Ее невозможно забыть, ее суровый напев сам врезается в память. Ее маршевый ритм, вскипающий гнев, воля советского народа заставляют учащенно биться сердце, поднимают дух человека, призывают его к защите Родины. Недаром родилось неофициальное название этой песни «Гимн Великой Отечественной войны». Она и в наше время, начала XXI века, вызывает у всех жителей России — патриотов своей страны огромное чувство любви к Родине и готовность к ее защите, а у ветеранов войны комок подступает к горлу и наворачиваются на глаза слезы воспоминаний о военной поре. Таков «сплав» эмоциональной музыки и великолепный текст песни.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой...
Такие же мужественные боевые песни, подобные по силе воздействия на чувства людей, были созданы многими поэтами и композиторами Советского Союза.
Так, почти одновременно со «Священной войной» поэтом А.Сурковым и композитором В.Белым была написана «Песня смелых».
Песня — крылатая птица,
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет...
В ней тоже сильный душевный порыв, несокрушимая воля к борьбе. На слова того же А.Суркова композитор Б.Мокроусов написал мелодию «Песни защитников Москвы». Эта песня — марш с четким поступательным ритмом и большой эмоциональной силой.
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем,
Родная столица за нами,
Рубеж нам назначен вождем.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага...
В небольшой газетной статье невозможно дать характеристику всех подобных героико-патриотических, мужественных и других песен, да и невозможно просто их перечислить. Назовем еще ряд этих песен: «Морская гвардия», слова В.Лебедева-Кумача, музыка Ю.Милютина; «Прощайте, скалистые горы», слова Н.Букина, музыка Е.Жарковского; «Ой, туманы мои, растуманы», слова М.Исаковского, музыка В.Захарова; «Шумел сурово Брянский лес», слова А.Софронова, музыка С.Каца; «Заветный камень», слова А.Жарова, музыка Б.Мокроусова; «Песня артиллеристов», слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова и многие другие.
Немало было создано песен других жанров. Удалые и шуточные композитора А.Новикова «Самовары-самопалы», «Вася-Василек» (слова С.Алымова); маршевые песни А.Новикова, слова С.Васильева «Марш артиллерии», музыка М.Фрадкина, слова Е.Долматовского «Дорога на Берлин»; грустные, раздумчивые «Эх, дороги», музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина; «На ветвях израненного тополя», слова А.Суркова, музыка С.Потоцкого; «Песня о Днепре», слова Е.Долматовского, музыка М. Фрадкина.
Но особо хочется сказать хотя бы немного о лирической песне, песне о дружбе, любви и верности, о Родине, о преданности и любви к ней.
Лирическая песня в годы Великой Отечественной войны явилась не менее могучей силой, поднимающей дух советского народа, его веру в Победу, надежду на возвращение и скорую встречу с родными и близкими людьми, с любимыми, с родной стороной, за что надо смело сражаться. Надо прямо сказать, что жанр лирической песни в годы войны во многом превзошел предвоенные по объему и содержанию.
Лирические песни отличались и мастерством, и эмоциональностью, сердечностью и чистотой эмоций, задушевностью, мелодико-ритмичным строем. Конечно, каждого композитора отличает от других своя тематика, свое любимое содержание песни, свой музыкальный строй, но в главном все они едины, о чем уже сказано выше.
Примером этому служит творчество композитора В.Соловьева-Седого. Он, обратившись преимущественно к лирической сфере, создал в годы войны песни огромной выразительной силы. В их числе «Вечер на рейде» на слова А.Чуркина, «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Соловьи» — все на слова А.Фатьянова.
Особенно полюбилась песня «Вечер на рейде», и не только морякам. На ее мотив писали свои тексты и пели парашютисты-десантники:
Споемте, друзья, ведь завтра в полет,
Летим мы во вражеский тыл.
Писали и пели свою песню крымские партизаны:
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в горы.
На ее мотив пели песню итальянские партизаны о девушке — героине Сопротивления.
Особенно популярны у народа и воинов Советской Армии и Флота были лирические песни: «В землянке», слова А.Суркова, музыка К.Листова; «Синий платочек», слова Я.Галицкого и М.Максимова, музыка Е.Петербургского; «Огонек», слова М.Исаковского, музыка неизвестного автора; «Темная ночь», слова В.Агатова, музыка Н.Богословского; «Случайный вальс», слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина; многие другие. Эти песни и сейчас, уже в далекое послевоенное время, волнуют сердца людей как символ любви и супружеского долга.
Много и успешно работал в годы войны композитор Матвей Блантер. Одна из самых популярных его песен о войне — песня-вальс «В лесу прифронтовом» на слова М.Исаковского — высокой эмоциональности и сердечной задушевности. Его довоенная песня «Катюша» на слова М.Исаковского в годы войны тоже стала одной их популярнейших песен. Ее пели и советские солдаты, и весь советский народ, она оказалась воспринятой и партизанами Италии, маки Франции (бойцы сопротивления фашизму). Швейцарцы считали ее своей народной песней.
Песни сочинялись и непрофессиональными композиторами и поэтами, а рождались в рядах бойцов, партизан, в тылу Советского Союза. Их было множество, обо всех тоже сказать невозможно. Много текстов песен сочинялось на уже известные песенные мелодии. Как пример можно привести популярную мелодию песни «Три танкиста», муз. братьев Покрасс, на которую написано много самостоятельных песен, авторы которых неизвестны. Например, такая:
Я прошел от севера до юга,
Слыша голос песенки живой:
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой...
Или о медицинской сестре:
Помню дым походного привала,
Сон бойцов у яркого костра.
Руку мне тогда забинтовала
Славная военная сестра.
А вот песня, у которой своя великолепная мелодия, как вальс:
У калитки заветная груша,
Где, прощаясь, тебя целовал.
Где ж ты, где ж ты, моя дорогуша,
Сероглазая чайка моя?
Говоря о песнях и их создателях, нельзя не сказать и об их исполнителях. Прежде всего, думается, следует назвать коллектив, руководимый в годы войны А.Александровым, — Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Красной (позднее Советской) Армии, который явился (и является до сего дня) главным исполнителем военных песен. Ансамбль в годы войны редко оставался в Москве, совершая поездки по фронтам, где и давал свои замечательные концерты. Не отставал от него и Центральный Ансамбль Военно-Морского Флота, к слову, явившийся первым исполнителем песни В.Соловьева-Седого «Вечер на рейде» (1942 г.). Песни исполнялись и многими коллективами музыкантов армейских духовых оркестров, которые выходили на передовые позиции в боевой обстановке. Бывали случаи, когда музыканты вынуждены были вступать в бой с врагом вместе с бойцами армии. Участвовали в концертах музыканты художественных и музыкальных учреждений, таких как Большой театр СССР, Союз композиторов СССР, Московская консерватория.
Из многих артистов-профессионалов были сформированы фронтовые бригады, которые выступали в частях, нередко прямо на передовых позициях. Всего за годы войны в частях армии и флота было дано 1 350 000 художественных выступлений и концертов, из них 473 000 — на передовых. В концертах часто выступали лучшие артисты страны — солисты оперных театров и оперетты. Среди них В. Барсова, Е.Крутикова, М.Михайлов, С.Лемешев, Л.Александровская, М.Литвиненко- Вольгемут, И. Паторжинский, артисты эстрады М.Бернес, Л.Утесов, Л.Русланова, И.Юрьева, К. Шульженко, Г.Виноградов и другие — их много!
Песню пели везде и всегда, когда появлялась такая возможность: на привалах у костров, в партизанских отрядах, на отдыхе в поле, на различных концертах, в том числе и самодеятельных. В подразделениях обычно были и свои баянисты-гармонисты, украшавшие игрой быт и отдых бойцов.
О роли песни в годы войны хорошо и полно высказал свои чувства Маршал Советского Союза И.Баграмян в своей статье «После битвы» («Советское искусство», 23 июня 1945 г.): «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую и кровавую борьбу с врагом, которого надо было уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира. Песни рождались народными массами и приносились массам фронтовиков нашими композиторами и певцами. Мы слышали их по радио, с киноэкрана, с маленькой эстрады на фронте, и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей родной, кровной помощницей». Лучше этого и не скажешь.

О.Н. ПОСПЕЛОВ, участник Великой Отечественной войны http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2581
 

Композиции автора "Военные песни" на сайте TUTMP3.net

 
Авиамарш 00:02:32 2.32 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Амурские волны (вальс) 00:03:19 3.04 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Бейте с неба самолеты 00:02:49 2.58 mb 128 kbit Скачать Прослушать
В землянке 00:02:08 1.96 mb 128 kbit Скачать Прослушать
В поход 00:02:27 2.25 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Варяг 00:03:15 2.98 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Вечер на рейде 00:06:38 6.07 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Два сокола 00:03:06 2.83 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Если завтра война 00:03:38 3.33 mb 128 kbit Скачать Прослушать
За фабричной заставой 00:03:03 2.80 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Заветный камень 00:05:06 4.66 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Катюша 00:02:37 2.39 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Марш артиллеристов 00:02:13 2.03 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Марш защитников Москвы 00:03:49 3.50 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Марш танкистов 00:02:43 2.49 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Много звезд на небе 00:02:22 2.16 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Москва майская 00:03:37 3.31 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Моя любимая 00:02:49 2.57 mb 128 kbit Скачать Прослушать
На Берлин! 00:02:42 2.47 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Нет, не забудет солдат 00:03:33 3.26 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Ой, туманы 00:04:00 3.67 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Песенка фронтового шофера 00:02:37 2.40 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Песня красных кавалеристов 00:02:07 1.93 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Песня о встречном 00:02:15 2.05 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Песня о Москве 00:03:14 2.97 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Письмо 00:04:20 3.96 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Прощайте, скалистые горы 00:03:01 2.77 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Прощание славянки 00:02:37 2.40 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Самовары-самопалы 00:03:00 2.75 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Священная война 00:02:37 2.40 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Синий платочек 00:02:50 2.60 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Случайный вальс 00:03:09 2.88 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Смуглянка 00:01:46 1.61 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Темная ночь 00:03:44 3.43 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Три танкиста 00:03:38 3.32 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Тучи над городом 00:02:03 1.88 mb 128 kbit Скачать Прослушать
Чайка 00:02:22 2.16 mb 128 kbit Скачать Прослушать

источник- http://tutmp3.net/artist-77-7731/voennie_pesni.html


А Л Е К С А Н Д Р   М А Т Р О С О В.   П Р А В Д А   О   П О Д В И Г Е 

Ранней весной 43-го года в маленькой башкирской деревушке Кунакбаево старик Юнус переполошил своих односельчан. Он ковылял от дома к дому - ногу Юнус потерял еще в Гражданскую, - и гордо разъяснял каждому встречному, что сын его Шакирьян - настоящий герой. Односельчане недоверчиво пожимали плечами: Шакирьян - то сбежал из родного дома уже больше десяти лет назад, то ли от голода, то ли от очередной мачехи. Родная его мать, красавица Муслима, умерла, когда мальчику едва исполнилось шесть лет.
   Правда, кое-кто в деревне вспомнил, что году в 39-м в Кунакбаево на пару дней появился бойкий молодой паренек в бескозырке и в тельняшке. Он был похож на Шакирьяна, но назвался почему-то Александром Матросовым.
   Это имя мальчик себе придумал сам, впервые попав после долгих скитаний в Ульяновский детприемник, а потом и Ивановскую режимную колонию. Среди русских беспризорников детям иных национальностей приходилось несладко. Он придумал себе и родину - город, в котором ни разу не был. Возможно, именно поэтому во всех справочниках и энциклопедиях местом рождения Александра Матросова называется Днепропетровск. Трудно сказать, почему он выбрал фамилию Матросов. В Ивановской колонии у него была кличка Шурик - Матрогон - ему нравилось носить матросскую форму бить чечетку и играть на гитаре. Наверное, парень бредил морем, но подвиг свой ему было суждено совершить на "земле" под псковской деревней Чернушки, в холодном и снежном феврале 43-го года.
   "Лег на боевую точку противника заглушил ее, проявил геройство", - написал на комсомольском билете рядового Матросова капитан Иван Наздрачев.
   Долгое время считалось, что Александр Матросов первым совершил этот подвиг, закрыв своим телом амбразуру. Но теперь уже точно установлено, что первым был политрук танковой роты Панкратов. Это случилось под Новгородом 24 августа 1941 года.
   Подвиг Панкратова повторили многие: в 1941 году - 5 человек, в 1942 - 31, а в 1943 (до Матросова) 8 человек.
   У Александра Матросова было 45 предшественников. Всего за годы войны совершено 215 таких подвигов, 134 "матросовцам" присвоено звание Героя Советского Союза. Список этот и по сей день уточняется.
   Среди героев - матросовцев было четверо из Башкортостана.
   В парке Победы в Уфе горит Вечный огонь перед памятником рядовому Александру Матросову и Гвардии лейтенанту Миннигали Губайдуллину. Но нет рядом с ними ни рядового Овчинникова, ни матроса Голубкова, ни рядового Юсупова, их земляков, совершивших такой же подвиг.
   Почему же символом героизма стал именно Александр Матросов?

   Война есть война. Сколько еще героев осталось безвестными. Но именно тогда в боях за деревню Чернушки на передовой оказались военные корреспонденты. И о подвиге бывшего беспризорника узнал сам товарищ Сталин.

   Сработала пропагандистская машина. Кстати, подправили даже дату его последнего боя: 27 февраля исправили на 23 февраля, приурочив к юбилею Красной Армии. Это прозвучало и в приказе Сталина от 8 сентября 1943 года: "Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии".

   Так 19-летний мальчишка, который просто спасал свои друзей от верной смерти, был избран "легендой". Навязчивая пропаганда постепенно превратила подвиг едва ли не в пошлый анекдот, мол поскользнулся, упал на амбразуру и т.д. Много говорилось и о бесполезности этого подвига. Ведь два дзота из трех были уже подавлены нашей артиллерией, и вроде бы оставалось только накрыть третий.

   Но вот что говорит участник того боя А.Артемьев: "Я не забуду тот жаркий бой под деревней Чернушки. Некоторые люди говорят, будто Матросов зря жертвовал собой. Они думают, что пулеметный дзот можно было тогда подавить артиллерией. Я как раз служил в первой батарее 91-й артиллерийской бригады наводчиком орудия. Утром мы провели артподготовку. Потом в атаку пошла пехота и сразу вынуждена была залечь. Мы попытались уничтожить дзот орудийным огнем. Но это оказалось трудным делом. На поле лежал глубокий снег. Все же на руках перетащили орудие через кусты и выкатили на пригорок, с которого можно было расстрелять фашистскую огневую точку. Враг заметил нас и открыл огонь. Застрочил пулемет. Прямым попаданием снаряда наша пушка была разбита.

   Выкатили второе орудие - враг накрыл и его. Мы поползли за третьим. И в это время увидели, как наша пехота поднялась и пошла в атаку.

   Через несколько минут нам стало известно, что автоматчик Матросов бросился на пулемет и закрыл амбразуру своим телом. Все были поражены подвигом отважного воина. Скольких пехотинцев и артиллеристов он спас, пожертвовав своей жизнью!"

   А вот что писал сам Матросов перед этим боем своей подруге Лиде: "Только что закончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой". А я не могу уснуть... Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи..."

    Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19-го июня 1943 года.

   Юнус умер, так и не увидев Золотую Звезду сына и забрал с собой навсегда тайну превращения Шакирьяна Мухамедьянова в Александра Матросова.

источники - http://www.as-nashekino.ru/amat.php   http://www.rutv.ru/