Подборка цирковых фотографий конца XIX- начала XX века.
Цирк можно не любить, можно ходить с ребенком раз в год,
но все равно где-то далеко кочуют расписные фургоны
трюкачей и циркачей, девочка Суок и гимнаст Тибулл,
бродячие артисты и бременские музыканты. Это подборка
мне особенно дорога, потому что собирал ее подолгу из
разных источников по всему Интеренету, сканировал старые
журналы, искал газетные вырезки и афиши. Я нарочно искал
изображения именно бродячих цирков Европы и Америки
начала XX века, тех парусиновых шапито, что однажды
утром возникали на окраинах городов и так же загадочно
исчезали.
Слышите - ранним утром играет за окном музыка, цирк
приехал, золотистые фургоны, девочки-гимнастки,
укротители и борцы, лошади с плюмажами и духовой
оркестр. Первым двадцати зрителям - бесплатные билеты.
Надеюсь кому-то это будет интересно.
А вот интересная ссылка на один из лучших в мире цирков
- Cirque du Soleil, в переводе с французского - Цирк
Солнца. Там не используют животных и каждое шоу
напоминает сказочное действо - помесь оперы, мюзикла,
светового представления и прекрасных элементов высших
цирковых жанров
под катом - текст о цирковых суевериях и курьезах,
фотографии с комментариями, а также ссылка на единый
архив, где есть много того, что не вошло в эту
визуальную подборку.
Несколько лет назад в петербургской Лавке Букиниста
купил книгу 1920 года издания "Жизнь трех клоунов",
Воспоминания трио Фрателлини, записанные Пьером Мариелем,
введение Ганса Гейнца Эверса. издано под грифом "Книжные
новинки".
Вот выдержки оттуда:
"В русском цирке клоуну никогда не позволят показывать
метлу. Это суеверие замечательно тем, что происходит от
арабов, которые называют эту вещь "очистителем". Кларнет
из светлого дерева и подзорная труба - предметы, носящие
плохие предзнаменования. Хороший признак, если выходишь
на арену со сжатыми в кулак руками, причем большой палец
обязательно должен быть загнут внутрь, очень хорошо
также, когда удается перекреститься, переходя через
барьер".
на фото - цирковые будни - танцовщица накладывает грим
клоуну, актерка флиртует с комиком:
"В цирке верят, что повесить костюм на спинку кровати
значит на шесть месяцев остаться без ангажемента, а
разбить бутылку для масла -верный признак гибели"
на фото - семья итальянских акробатов - муж, жена и сын
"Первые Пьеро покрывали лицо не белой, а зеленоватой
пудрой, придавашей им устращающий не от мира сего вид.
Арлекин носил черную бархатную маску, теперь забытую.
Первые клоуны гримировались в черный цвет, их лица были
лишены всякого выражения."
на фото - мальчишки, которым не хватило билета,
подсматривают за представлением под полог шапито:
на фото - цирковой фургон въезжает в город:
"Распряженные лошади фыркают. Старший комедиант идет на
разведку в деревню, которая воплощает для них на
сегодняшний день всю неизвестность борьбы за
существование. Между тем, жены готовят еду, акробаты
тренируются, дрессировщик работает со своими собаками,
борец чинит трико, а "геркулес" чистит гири. Через два
часа все собираются вместе, и "купол" цирка из дерева и
полотна составляется с той же точностью и быстротой, что
и при смене декораций в театре."
Внутренность циркового фургона, будни циркачей:
На фото внизу - фотографии разных конных трюков:
"Однажды при переправе через Балтийское море Франсуа,
моя великолепная ученая собачка левретка, гвоздь номера
и друг, упала в воду.
Я побежал на капитанский мостик.
"-Капитан, моя собака тонет. Спустите, пожалуйста
шлюпку!"
"- Это невозможно, болван. Пароход останавливают, только
если человек за бортом, но не из за собаки."
-"Хорошо. Так остановите теперь".
И я сделал шаг за борт. Пароход остановился, меня и
собаку спасли."
Капитан дал мне зуботычину: Чертов клоун!" Мы пили
вместе всю ночь, я показывал ему карточные фокусы..."
на фото - цирковой силач, партерный акробат:
"Фрателлини работали под полотняным куполом, и, как это
часто бывает в странствующих цирках, арена была не
покрыта ковром, а помещалась прямо на земле. В данном
случае это был род чернозема, который очень пачкал
костюмы. Франсуа упал во время номера и сильно расшиб
руку каким-то твердым предметом, выступавшим из земли.
Стали разглядывать и Франсуа в испуге вытащил
человеческую челюсть. Когда арену стали разравнивать,
обнаружили массу останков, несомненно человеческих.
Артисты пришли в ужас, разыскали подрядчика, привезшего
землю, он сообщил, что она взята со старого кладбища и
другой не будет. Четыре представления отыграли на этой
черной арене."
на фото - пантомима - циркач создает иллюзию, что
кукла-скелет шагает за ним по пятам
клоун и цирковой поросенок:
На фото - карлик и великан:
барабанщицы- тамбурмажорки, их еще называли мажоретками,
участницы циркового парада:
Купание циркового льва в походных условиях:
Подросток - греческий акробат и флейтист, взгляните,
какие живые и страстные глаза:
актеры пантомимы венецианского бродячего театра 1896
года:
клоунская повозка-грифон, запряженная парой пони:
паяц на ослике:
клоун-травести, переодетый в комическую дамочку:
Две цирковые красотки - плясунья и акробатка на
трапеции. Обратите внимание на последнюю историю под
фотографиями:
"... Я был еще очень молод и к тому же влюблен. Моя
Дульцинея играла со мной, как кошка с мышью. Когда мы
остались одни, за кулисами одного цирка, где
гастролировали, я начал говорить о своей любви и описал
со всем пылом, на который способны влюбленные, свои
отчаянные надежды. Никогда еще речь моя не звучала так
убедительно. Наездница удивленно посмотрела на меня,
замахала руками и вдруг убежала, давясь от хохота.
Безмолвный, обескураженный, я остался на своем месте. Я
не мог объяснить ее веселье. Я вернулся в
гримуборную, взглянул в зеркало и понял все. Оказалось,
что свои признания, я делал в гриме и костюме. Этот
скалящий зубы рот, произносящий слова любви и разодетый
в лоскутья и рюшки человек, умоляющий о понимании и
признании должны были произвести на женщину комическое
впечатление..."