Домой    Кино    Журналы    Открытки    Мода   Музыка 60-х   Страницы истории   Фото    Юмор   История русского цирка

История русского цирка

Дуровы        Лазаренко     Поддубный    Заикин      Клеменс Буль    Клоунада  


Клоунада 1 2 3

Само созвучие слов «музыкальная эксцентрика» уже завораживает и в твоем воображении видится нечто не обыкновенное, веселое, удивительное и непременно наполненное знакомой или просто хорошей музыкой.

К счастью или нет наш XXI век — стремительно развивается в техническом направлении и сегодня даже мобильный телефон способен воспроизвести мелодию таких композиторов как: Бах, Хачатурян, Моцарт или любую современную обработку, да и новое поколение больше предпочитает компьютерную оцифрованную музыку, и все меньше люди обращаются к классическим музыкальным инструментам, все меньше ходят на живые концерты классической музыки, все меньше родители отдают детей в музыкальные школы — не модно. Мне хорошо помнится, что буквально до недавних пор практически в каждой квартире было наличие хотя бы одного музыкального инструмента, будь-то фортепиано или аккордеон, или просто гитара, труба или даже (на «радость» соседям) барабанная установка. Проходя вечерами по улице можно было наблюдать целую какофонию всевозможных звуков, а сейчас я больше чем уверена, что мало кто из тинэйджеров сможет отличить фагот от кларнета! Ведь любой музыкальный инструмент наполнен не иссекаемой волшебной энергией, а музыканты — настоящие волшебники, потому что им удается пробудить душу и заставить унестись вместе с мелодией в мир сказки, в мир мечтаний. К сожалению, в современном цирке все реже используется живая музыка, все больше используется современное оборудование, это и понятно все-таки во многом упрощая задачу в плане компактности и фундаментальности музыкального носителя плюс к этому надо добавить возможность использовать множество студийных спецэффектов. Музыкальная же эксцентрика переживает эпоху умирания, теряясь в веке технических самоиграющих агрегатах. В России этот жанр циркового искусства легче встретить на эстраде или на театральных подмостках. В первом случае элементы этого жанра можно обнаружить в таких передачах как; Аншлаг, Смехопанорама, Юморина и т.д. К примеру, возьмем такого эстрадного артиста как Геннадий Ветров, человек очень талантливый и музыкальный, и мне кажется, что если бы он занимался конкретно музыкальной эксцентрикой, он добавил бы в данный жанр еще много интересного. Жаль, что подобного класса артисты тратят свое мастерство на примитивные, в основном бытовые комические сценки и монологи сомнительного качества, не полностью раскрывающие талант артиста.

На данном этапе можно отметить, что театральная школа способствует, более профессиональному обучению, вкладывая в будущих актеров хорошую школу сценического движения, постановку речи, ритмику, пластику, вокал танцевальное мастерство и музыкальную грамоту. Конечно, при этом не нужно забывать, что дальнейшее становление артиста прямо зависит от всеобщего духовного желания зрителя, а он пока находится в стадии становления, обретая вкус за счет великого разнообразия навеянного демократией. Видно нужен определенный срок, что бы люди смогли пропустить сквозь себя перенасыщенный рынок всевозможными дешевками, и научится отделять фальшь от настоящего искусства.

Основная часть

Эксцентрика (от лат. excentrikus — вне центра), художественный прием заостренно- комедийного изображения явлений действительности. Заключается в нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми событиями и в алогичном- с точки зрения общепринятых норм — поведения персонажей. В результате явления престают как бы смещенными с привычных позиций и получают неожиданное переосмысление.

Эксцентрика — одна из граней, разновидностей искусства клоунады. Цирковой эксцентрик изменяет привычные пропорции вещей: английская булавка, которой он застегивает пальто, — величиной со сложенный зонт, а зонт, с помощью которого он балансирует на проволоке, — не больше лесного гриба. Мир вещей в творчестве циркового эксцентрика занимает одно из главных мест, он пребывает в комическом алогизме с предметами, его окружающими. Они сопротивляются ему, бьют его, дразнят, убегают, разваливаются, чтобы возникнуть в новом качестве. Вещи в руках эксцентрика способны трансформироваться: метла превращается то в ружье, то в гитару, то в хоккейную клюшку, то лошадку. Вещь сама становится актером- эксцентриком, обретает способность действовать самостоятельно. В своем внешнем облике и в своих поступках эксцентрик нарушает привычный здравый смысл, утверждая собственную логику — алогизм, который вызывает комический эффект.

Музыкальная эксцентрика

Музыкальная эксцентрика возникла в начале 20 века, как ответвление от музыкальной клоунады и строится на тех же принципах эксцентричного заострения, парадоксальных положениях, алогизме. Мелодии в этих номерах исполняются как на обычных музыкальных инструментах, так и на причудливых (дровах, колокольчиках, пиле, бубенчиках, шестеренках и т д.) артисты выступают, как правило, в комических образе — маске.

Музыкальная клоунада

Клоунада- цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе- маске с номерами, построенными на приемах буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии.

В музыкальной клоунаде обычно сохраняются те же клоунские амплуа, что и буффонадных антре,- Белый и Рыжий. В иных номерах бывает по несколько персонажей, несущих комическую нагрузку, и несколько резонеров. Для музыкальной клоунады и музыкальной эксцентрики характерны комедийный конфликт, наличие комедийного образа, профессиональное владение инструментами. Основной упор здесь делается на клоунские или эксцентрические действия, в которых инструменты помогают артистам в разрешении конфликта. Исполнение мелодии в данном случае имеет второстепенное значение. Оно может быть неожиданно прервано, если того потребует сюжет клоунады. Обыгрывание инструментов является для музыкальных клоунов своеобразным приемом, способствующим раскрытию характеру персонажей.

В музыкальной эксцентрике в отличие от музыкальной клоунады исполнитель приближен к бытовому персонажу: иногда это чудаковатый старичок, иногда флегматик со скрипкой в руках. Прежде чем зритель услышит отлично сыгранную мелодию, артист продемонстрирует с инструментом ряд смешных моментов. Музыкальные эксцентрики в отличие от музыкальных клоунов редко прибегают к слову, предпочитая эксцентрико-пантоммимические действия и музицирование.

Существуют и номера, в которых артисты демонстрируют только трюковую игру. Задача сводится к тому, чтобы грамотно исполнять в трюковом положении музыкальное произведение и демонстрировать виртуозное владение инструментами.

Краткая история жанра.

Далекими предшественниками клоунов- музыкантов являются гистрионы (в России - скоморохи) - непременные участники народных празднеств и гуляний. Гистрионы были универсальными артистами, они разыгрывали веселые сценки, исполняли акробатические, гимнастические, пантомимические трюки, пели, плясали, а так же играли на всевозможных музыкальных инструментах.

На фресках Софийского собора в Киеве, относящиеся к 11-13вв., изображено представление скоморохов, включающие пляски под аккомпанемент накры ( под барабан) и игру на различных инструментах- бубнах, рожках, колокольчиках, ложках, балалайках.

Выступление веселых шутов, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, вошли в традицию, которая сохранилась на протяжении многих веков. От странствующих комедиантов эта традиция перешла на подмостки балаганов, а оттуда - на манеж. Клоуны цирка стали соединять музицирование с клоунскими действиями. Причем в их арсенале были большей частью эксцентрические музыкальные инструменты, звуки из которых они стремились извлекать, находясь в самых необычных положениях. Музыкальные клоуны создали множество необычных инструментов. Так появились: "поющая" пила, "звучащие" камни, сковородки, березовые дрова (подобранные в определенной тональности) бутылки с водой налитой на разные уровни и настроенные на определенный лад. В арсенал музыкальных инструментов вошли также валдайские колокольчики, бубенцы, флексатоны, тирольские рожки, озвученные мячи, а также гитары, мандолины, скрипки, концертино и другие.

Музыкальные клоуны появились в цирках где-то в середине позапрошлого века, вначале - в Западной Европе. Первыми представителями этого жанра считают братьев Джона и Вильямса Прайс. В своем номере они удерживали равновесие на свободных лестницах и в этом положении играли на скрипке и флейте.

На различных музыкальных инструментах играли прославленные клоуны Фрателлини, Дарио Мески был одаренным аккордеонистом, Антонэ и играл на скрипке. Основой номера Грока тоже была музыка.

В России музыкальные клоуны появились позже, чем на Западе. Одним из первых был Иванов, который гастролировал по циркам страны в 70-90-е годы 19 века. Он исполнял популярные мелодии на гармонике, играл на точиле, на булыжниках для мостовой. Наигрывая на маленькой гармонике, называемой черепашкой, лихо танцевал, проделывал акробатические прыжки.

Номер с музыкальными инструментами существовал в репертуаре клоуна Макса Высотского. В тоже время пользовался популярностью номер семьи Юровых. Они исполняли сценки " Деревенская свадьба", "Деревенское гулянье". В свои выступления Юровы обязательно включали пение.

В конце 19- начале 20 веков в России дебютировали все новые музыкальные клоуны. В первую очередь надо назвать дуэт Бим - Бом ( основатель- Иван Радунский).

У дуэта Бим - Бом появилось немало подражателей, заимствовавших у них приемы, изобретенные ими инструменты. Даже названия выбирались схожие: Биб- Боб, Рим- Ром, Фис- Дис, Вийс- Вайс. Но было и немало оригинальных номеров, получивших заслуженное призвание. Среди них музыкальный номер братьев Петра и Дмитрия Кольпети( настоящая фамилия Грудзиевские). Оба имели хорошую музыкальную подготовку. Они исполняли мелодии на дровах, сковородках, кроме того, играли на саксофонах, фанфарах, валторне, двухтрубном джазтромпе, чередуя игру с короткими разговорными сценками комического, сатирического плана.

Братья Юрий и Владимир Констанди играли на метле с бычьим пузырем. Играли также на мандолине, бубенчиках, винных бутылках, бокалах, точилах, сочетая музыку с шутками, разговорными номерами.

Цирковая семья Лавровых- 4 брата и 2 сестры- одно время выступали вместе, затем раздельно, играли на бубенцах, колокольчиках, ксилофоне, гармониках, окаринах сочеталась с трюками акробатики, комическими каскадами.

В номере Макеевых звучал и вовсе необычный инструмент - "музыкальный водопад". А в сценки "Объяснение в люб-ви" артисты обыгрывали свои, на все пуговицы звучащие, костюмы.

Николай Тамарин сумел создать образ человека-оптимиста, весельчака и балагура. Он появлялся в образе "классического" скрипача. Сценка со скрипкой у него выросла в острую и выразительную музыкальную пантомиму. Музыкальные номера могут быть самыми разнообразными. В одних случаях они праздничные, жизнерадостные. В других - на манеже предстают этакие неудачники вызывающие улыбки. Инструменты у них ломаются, приходится играть, на чем попало. Избирается и такой ход: соперничество клоунов. Решается, кто играет лучше. Могут быть и другие построения номера. Например, А. Аскеров выступает в образе заводной куклы. В середине 20 века начали получать распространения сюжетные музыкальные номера. В 1959 году был выпущен номер Е. Амвросьевой и Г. Шахнина. Сюжетный номер исполняли: Е. Гордеева, Отливанник, Е. Гринье и Б. Дзгоев.

Немало известных русских клоунов имели в своем репертуаре музыкальные репризы: братья Ширман, Б. Вяткин, Г. Ротман и Г. Маковский, С. Моргулян, Т. и В. Петровы, Г. Боголюбова, Л. Федотов, И. Тряпицын и В. Орлов и другие.

Создавали целые аттракционы музыкальной эксцентрики. В музыкальном аттракционе "Времена года" В. Морозовского сменялись времена года, на манеже разыгрывались веселые обряды. Аттракцион А. Родина "Поющие бизоны" носил пародийный характер. Но аттракционы просуществовали недолго.

Музыкальная эксцентрика развивается, появляются новые интересные номера и артисты: З. Мальков и А. Тряпицын, Н. и О. Кудряевы, В. Стариков и С. Просвирнин.

Дуэт Бим-Бом

Дуэт музыкальных клоунов, создан Иваном Семёновичем Радунским (1872 - 1955), засл. арт. РСФСР (1939). Дебютировал как музыкальный эксцентрик в 1888 (Одесса). Его первым партнёром был итальянец по происхождению, музыкант-любитель Ф. Кортези (1876-97). Псевдоним Бим-Бом артисты приняли в 1891. Номера состояли из коми-ческих сценок, злободневных комедийных диалогов, перемежавшихся игрой на музыкально - эксцентрических инструментах. Они исполняли популярные народные мелодии, пьесы классического репертуара. В номер входили несложные акробатические трюки (не прекращая игры на скрипках или гармониках, артисты перекатывались через спины друг друга, взбирались на плечи, исполняли акробатические прыжки). Они разыгрывали также пародии ("Отелло" - на оперу Дж. Верди, "Аделина Патти" - на знаменитую итальянскую певицу, и др.). Артисты изобретали новые эксцентрические инструменты, в их руках сковорода, метла, пила, пюпитр, визитные карточки и др. превращались в источник мелодичных звуков. Бим-Бом отказались от модной в то время среди клоунов манеры говорить на ломаном русском языке, подделываясь под иностранцев. Артисты выступали с набелёнными лицами (Кортези ещё чернил нос и надевал рыжий парик бобриком), на обоих были одинаковые клоунские шёлковые к омбинезоны по колено, с пышными рукавами и жабо.

Основатель дуэта Бим-Бом И. Радунский (слева) с партнером М. Станевским

Бим-Бом заняли положение премьерой в Петербургском цирке С. Чинизелли. Трагически погибшего Кортези (утонул в 1897) заменил Мечислав Антонович Ста-невский (28.5.1879-1.5.1927). Начинал тринадцатилетним юношей в балагане Домбровских (Польша). В 1890-х гг. выступал в провинциальных цирках Польши и России как ковёрный клоун (псевд. Гамбетта), был даровитым комиком пародистом, играл на нескольких инструментах и пел. Он создал иной (в отличие от Кортези) сценический образ - весёлого барина-гуляки, выходил в смокинге, с хризантемой в петлице и в цилиндре. Виртуозно владел комедийными приёмами; исполнял юмористические и сатирические куплеты (впервые в практике цирка). Несколько изменилась и маска Радунского, он для контраста подчёркивал в образе черты детской наивности и восторженности. Главное место заняли в номере злободневные куплеты и репризы. Дуэт пользовался большой популярностью, номера неоднократно записывались на грампластинки, с их участием снимались фильмы, в т. ч. озвученные при помощи граммофона. В 1901 - 1904 Б.-Б. гастролировали в крупнейших цирках и мюзик-холлах Европы. Станевский в 1916-19 владел модным кафе "Бом". В 1920 уехал в Польшу, где держал цирк вместе с братом Брониславом (1889-1956) и одновременно выступал с сыном Эугениушем (ум. в 1941) с номером муз. клоунады под псевд. Б и м - Б о м.

В 1914-18 Радунский был директором моек, цирка, одним из организаторов РОАВЦа.

С 1925 он восстановил дуэт с новым партнёром - Николаем Иосифовичем Вильт-заком (1880-1960), засл. арт. РСФСР (1939). В этом составе уделяли большое внимание музыкальной стороне номера. В 1941-46 партнёром Радунского был Н. Камский (26.11.1894- 11.3.1966). В 1946-48 работал музыкальным соло-клоуном.

Вот что пишет в своей книге "На арене старого цирка" Сергей Альперов:

"В цирке, кроме всех мною перечисленных артистов, работала еще труппа -арабов. Программу заканчивали Бим и Бом - И. С. Радунский и М. А. Станевский. Они создали совершенно новый жанр в цирке. Опыт большого пройденного пути и внутренняя культура создали неповторимую пару Бим-Бома. Многие пытались их копировать, но это всегда было лишь жалкой потугой. Я с большим вниманием следил за их работой. Из всех музыкальных клоунов, которых мне приходилось видеть, я считаю их лучшими. Вся работа их была построена на разговоре, музыке и пении. Бом обладал очень приятным голосом. Ему не раз предлагали перейти в оперетту. Выходил он на арену в черном смокинге, чуть-чуть шаржированном (например, нарочно заказывал себе брюки короче обычного). Он первый начал носить цветные парики - фиолетовый, зеленый, красный и носки в цвет парика. Был он симпатично-смешон, прекрасно смеялся и плакал. Номер свой они планировали так: выходили с репризой, потом шла музыка, давали злободневную репризу, опять музыку и кончали куплетами на злободневные темы. Иногда в середине номера, Бом пел с огромным успехом комический романс. Исполняемый ими куплет "Труба и барабан" вошел в репертуар огромного числа цирковых и эстрадных артистов, и его исполняют и до сих пор.

В те годы номеров с арены цирка не объявляли, но достаточно было оркестру заиграть для выхода Бим-Бома, и публика шумно приветствовала их.

народный артист РСФСР -
народный артист РСФСР -
Иван Радунский (Бим-Бом)

Трудно было стать "любимцем публики", но раз уже любовь ее была завоевана, то публика горячо принимала отмеченных ею артистов. У Бим-Бома весь репертуар был подобран и сделан на редкость талантливо, с большим вкусом и артистическим тактом.

14 ноября в их бенефис цены были бешено подняты, но цирк тем не менее переполнен до отказа, арена завалена цветами и ценными подарками.

Репертуаром они располагали очень обширным, всего его не передашь и не перескажешь. Я остановлюсь только на нескольких номерах.

Приведу куплеты, которые они распевали на манеже про французский и русский язык.

БИМ. Что француз нам ни взболтнет, выйдет деликатно.

БОМ. Ну, а русский как загнет, берегись, понятно.

БИМ: По-французски - ле савон, БОМ: А по-русски - мыло.
У французов - миль пардон, А у русских - в рыло.
По французскому - рояль, А у нас - гармошка.
У французов - этуаль, А у нас - Матрешка.
У французов - все салат, А у нас - закуска.
По-французски - променад, А у нас - кутузка.
У французов - редерер, А у нас - присядка.
По-французски - "шмен-де-фер" А у нас - накладка.
По-французски - сосьете, А по-русски - шайка.
У французов- либерте, А у нас -нагайка.
У французов - все фромаж, А У нас - бутылка.
По-французски - ле вояж, А по-руссски - ссылка. По-французски - диллетант, А у нас - любитель.
У французов - интендант, А у нас - грабитель.

В своем роде любопытны были патриотические куплеты, написанные поэтом Славянским, который впоследствии пытался подражать Бим-Бому. Бом выходил загримированный турецким султаном с шарманкой и обезьянкой и пел эти куплеты, начинавшиеся словами:

Я султаном смирным был,

На Босфоре мирно жил.

Как я упомянул выше, многие пытались копировать Бим-Бома, но никто из подражателей не был так талантлив, как они сами."

Братья Констанди

Лучшими клоунами предреволюционного цирка стали братья Констанди. Настоящая фамилия- Толчи- оглы, по национальности они греки. Констанди выступали с номером "Акробаты-эксцентрики", позднее подготовили музыкальную клоунаду. Особенно виртуозно Юрий играл на метле, на которую была натянута одно струна. Известные мастера музыки выражали свое восхищение, слушая Констанди.

Братья были великолепными музыкантами, и дело заключалось не столь в виртуозности, сколько в задушевности исполнения.

Среди музыкальных номеров был номер "Игра в карты". Артисты сидели за карточным столиком, в который были вмонтированы пищики различной тональности. Делая ходы, они нажимали на пищики, и звучала популярная мелодия.

Братья Констанди завоевали славу королей манежа.

Елена Амвросьева и Георгий Шахнин

Елена и Георгий в юности получили музыкальное образование. Елена Амвросьева училась в Ленинграде в музыкальной школе. Потом занималась в Студии музыкальной клоунады при Ленинградском цирке, созданной его режиссером Г. Венециановым.

Шахнин до призыва в армию учился в музыкальном училище при Московской консерватории по классу тромбона. После демобилизации и до прихода в цирк играл в знаменитом в то время джаз- оркестре Бориса Ренского, был признан одним из лучших тромбонистов Москвы. Елена и Георгий подготовили номер на двоих, получивший название "Вторая рапсодия Листа".

Комический номер начинался, подчеркнуто серьезно. Инспектор манежа деловито объявлял: " Вторая рапсодия Листа. Соло на трубе". Выходил солист- старый маэстро. Он внутренне напряжен, нервничает. Черный костюм сидит на нем мешковато и музыкант его время от времени его одергивает.

Следом за ним с нотами в руках появлялась высокая нескладная дама - его аккомпаниатор. Она держится строго и значительно. С этого момента на манеже- калейдоскоп комических ситуаций. Маэстро начинает чихать, ронять ноты, фальшивит! Аккомпаниаторша безмолвно наблюдает, сдерживая досаду. Солисту приходится сменить трубу на тромбон, но он цепляется за штанину. Солист не может с этим справиться, жутко суетится и смущается. Терпение аккомпаниаторши иссякло. Она отнимала у солиста тромбон и виртуозно исполняла "Чардаш" Монти. Маэстро ничего не оставалась, как подыгрывать на рояле, но тут у него начинаются казусы с роялем. И вообще маэстро не желает быть на вторых ролях. Он просит принести ему трубу и решительно занимает место рядом с дамой. Происходит ссора . Конфликт разрешался по- цирковому. Дама обливала противника струями воды из тромбона. В ответ от стрелял в нее из трубы. Раздавался выстрел. Летели во все стороны парики, туфли, одежда. Вместо старика представала миловидная девушка, а вместо дамы- стройный мужчина. Так заканчивался номер Амвросьевой и Шахнина.

Он пользовался заслуженным успехом тридцать лет. Елена Викторовна была удостоена звания заслуженной артистки республики.

В 1980 году партнеры расстались. Амвросьева вошла в цирковой спектакль "Я работаю клоуном" возглавляемый Андреем Николаевым, сохранив облик маэстро- старика.

Шахнин сохранил номер, но исполнителей стало трое. Кроме Шахнина его сын М. Шахнин и Е.Понаморенко. На манеже две дамы и старичок маэстро, новые инструменты, новые трюки.

Елена Гордеева

Елена Гордеева исполнительница номера "Маленький флейтист. Дебют". Перед зрителем за семь минут пройдет по - цирковому смешная по - человечески грустная история, героем которой будет "маленький флейтист", впервые вышедший на сцену. Он волнуется, он полон надежд, он стремится играть так, чтобы принести радость людям. Но по воле случая ему надо исполнять и партию аккомпаниатора на рояле. И вот здесь начинаются злоключения: не слушается крышка рояля, стульчик. Чтобы успеть начать партию флейт пикколо и рояля, приходится играть в самых невероятных позах: на мостике, сидя спиной к клавиатуре.

Номер построен органично, точно. И неудивительно, что зритель не только смеется, но и сопереживает.

Дебют состоялся! Гремят аплодисменты! Под маской "маленького флейтиста" выступала артистка Елена Гордеева- лауреат Всесоюзного конкурса артистов цирка.

Постановщик номера- известный кинорежиссер и актер Ролан Быков.

Образ "Маленького флейтиста" получился ярким и многогранным. И о Елене можно сказать, что она прекрасная драматическая актриса.

Юрий Карашкевич

Юрий Карашкевич родился и вырос в цирковой семье, закончил институт физкультуры, далее цирковое училище, из которого вышел как "музыкальный эксцентрик" (класс С. Каштеляна).

Номер строился на эксцентричном сочетании акробатических трюков с игрой на музыкальных инструментах( кларнете, саксофоне, дудочке). Этапной работой в жизни артиста стала работа в водяной пантомиме " Карнавал на Кубе", куда его направили с номером "акробаты- эксцентрики" (В. Глозман и Ю. Карашкевич). Главный режиссер Московского цирка М.С. Местечкин пригласил Юрия в клоунскую труппу " Шутки в сторону".

Карашкевич исполнял репризы- " Тарелочки", "Музыкант"( автор Б.М. Романов). Когда труппа распалась, Юрий остался в амплуа клоуна. Появляются репризы : "Жонглер", " Казачок", "Цыганочка". В номерах Карашкевича можно услышать тубофон, тубу, гобой, трубу, тромбон, ксилофон, концертино, флейту, балалайку, кларнет, саксофон, гармошку- и это не все инструменты на которых он играет. В последние годы Юрий выступает с дочерью Ольгой. Музыку для номеров он пишет сам, не только для себя, но и для других номеров.

Людмила и Герман Отливанник

Герман окончил музыкальную школу в Томске. Хорошо играл на скрипке и кларнете. После армии, попал в цирк, стал осваивать жонглирование, работал в труппе О. Ратиани, создавшего номер " Жонглеры с бильярдом".

В 1954 году Герман Отливанник с женой Людмилой готовит комический номер. Создаются необычного вида музыкальные инструменты, на которых можно с помощью жонглирования шариками, мячами наигрывать музыкальные пьесы.

Перед началом номера на манеже устанавливали необходимый реквизит: столик, сверху разделанный на квадраты, как шахматная доска, вешалку, что-то вроде торшера. Появились исполнители. Энергично выходила дама в нарядном платье. За ней плелся чудак в старомодном пиджачке.

Необычное в номере происходило постоянно. Артисты начинали перебрасываться шариками, которые ударяли по разноцветным квадратам на столе, и возник мотив известного романса " Я встретил вас…" П. Булахова. Иная перекидка шариками- теперь артисты попадали в пластины , укрепленные на вешалки. Пластины звучали. Этакий своеобразный ксилофон, но ударяют по нему не молоточками, а шариками: в нужный момент и с нужной силой. Звучали даже кепки, надетые на артистах, когда их касались мячи.

Для столь своеобразного номера требовалась виртуозная техника жонглирования.

В 1965 году артисты Отливанник на Международном фестивале цирка в Болгарии стали лауреатами в жанре музыкальной эксцентрики.

Сейчас Людмила и Герман Отливанник не выступают. Но подобный номер можно увидеть в исполнении Валентины и Виктора Волковых.

Трио Толдоновых

Номер возглавляет Петр Толдонов. Вначале это был номер музыкальной эксцентрики. Он готовился в цирковом училище, выпуск его состоялся в 1967году. В музыкальное трио входили кроме Толдонова Замир Мустафин и Виталий Довгань. Их сценка основывалась на традициях скоморохов, народных увеселений. Были подобранны соответствующие инструменты: гармоника, барабаны, свистульки, ложки и прочее. Артисты надевали стилизованные костюмы. Три вошло в программу "Беспокойные сердца", составленную из номеров выпускников училища. В дальнейшем Мустафин покинул труппу, а на его место пришел Виктор Минаев. Трио решили стать коверными, помогла работа с В. Головко. Номера строились в фольклорном плане. Состав трио постоянно менялся, но музыкальные номера не выходили из репертуара артистов.

Виктор Феррони

Последний из династии клоунов Феррони, внук Орацио- Виктор- появился на свет в 1938 году, в Вологде, где выступало семейство музыкальных клоунов Феррони.

В первый раз он вышел на манеж в шесть лет в скетче дядюшки Леона Константиновича Танти "Свадьба",

Гремя большими медными тарелками и пытаясь попасть в такт марша клоунского оркестра. В девять лет помогал в семейном музыкальном номере, завершая шествие клоунского оркестра с огромным барабаном на животе.

Его первым музыкальным инструментом была скрипка. Вторым фарфоровые тарелки. Ударяя по ним деревянными молоточками, как по ксилофону, он исполнял мелодию из кинофильма "Волга- Волга" - "Удивительный вопрос…", второй голос вел дядя Натали на сковородках, а аккомпанировал столь необычному дуэту отец Энрико на банджо.

В 1958 году на манеже цирка появился номер "Жонглеры- каскадеры".

Потом отец и сын создали клоунский дуэт " Энрико и Виктор Феррони". Оставшийся творческий путь Виктор связал с коверной клоунадой, основывающейся на акробатических упражнениях. Но по традиции своей семьи пробовал свои силы в музыкальной эксцентрики, совмещая акробатику с игрой на музыкальных инструментах. С 1988 года - педагог ГУЦЭИ.

Владимир Стариков и Сергей Просвирнин

Признание этот дуэт получил в 1992 году на Всероссийском конкурсе. Их номер "Музыкальные эксцентрики", поставленный режиссером В. Плинером, завоевал первое место и стал лауреатом. И это, действительно, номер что надо.

У них целый набор музыкальных инструментов: ударная установка, саксофон, банджо, клаксон, кастрюли, пищалки, трещотки и даже маленький… унитаз с крышкой. На этих и других музыкальных инструментах артисты исполняют разные мелодии, притом очень профессионально. А еще артисты здорово бьют степ.

Сергей в 15 лет поступил в ГУЦЭИ, его педагогами были В. Зернов и А. Быстров. Всерьез занимался музыкой и танцами.

Владимир с детства занимался спортом и посещал цирковую студию "Юность", где выступал в жанре акробатики. В 1979 году, отслужив в армии, он поступил в ГУЦЭИ, где Сергей уже заканчивал обучение, знаменитый режиссер С. Каштелян поставил ему музыкальный номер.

Далее Сергей и Владимир работали порознь в жанре клоунады. А 1989 году артисты решили выступать вместе. Володе пришлось очень много работать, чтобы овладеть степом и музыкальными инструментами. Номер получился замечательный и артисты достойны всяческих похвал.

Грок

Грок по праву считался одним из лучших клоунов мира. Сейчас международный приз "Макса Грока" является высшим признанием мастерства клоуна. Последние выступления Грок дал в Гамбурге 31 декабря 1954года в возрасте 74 лет.

Настоящее имя Грока - Адриен Веттах. Грок родился в Швейцарии. Все роду Веттах были крестьянами. Отца звали Адольф, в молодости он часто присоединялся к труппе бродячих артистов, работал трапецию. Позже семейство Грока переселилось в город Билль, отец приобрел там ресторан. Здесь Грок навсегда влюбился в цирк и впервые увидел клоуна. Юношу так впечатлило увиденное в цирке, что он начал учиться играть нм скрипке и бутылках, наполненных водой. Отец, заметив успехи сына, стал покупать ему музыкальные инструменты. За короткий срок Адриен овладел дестью музыкальными инструментами. Помимо этого он занимался акробатикой, клишником, эквилибром, много времени отдавал балансу, в результате чего отец подвесил ему настоящую цирковую проволоку. Грок сменил множество профессий, прежде чем его заметил клоун Альфредо, когда Грок играл в оркестре. Альфредо предложил работать в паре в бродячем цирке. Через два года дуэт распался.

Адриен в цирке сблизился с эксцентриком Бриком, они договорились работать вместе, Адриен взял псевдоним - Грок. Под этим именем он впервые вышел на манеж 1 октября 1903 года. Дебют состоялся в Национальном швейцарском цирке в Ниме. В декабре дуэт выступал в знаменитом цирке Медрано. Артисты играли на многих музыкальных инструментах и публика радушно принимала их номер. Артисты проработали четыре года вместе и много гастролировали. В гастрольной поездке, на пароходе Грок познакомился с известным клоуном Антонэ, через год они стали работать вместе. Позже Грок вспоминал, что Антонэ был его идеалом циркового артиста.

Содружество Антонэ и Грока началось с демонстрации пародии "Кубелик и Рубинштейн". Мастерство Грока постоянно росло и он превзошел прежнего партнера Антонэ - Маленького Уолтера.

Партнеры проработали в цирке Медрано . Но скоро расстались из- за разногласий в творчестве. Грок долго не мог найти партнера, так как он был превосходным артистом. С Гео Лолем Грок успел добиться успехов . В 1914 году гастролировал в России, но война прервала их гастроли. После войны продолжались его триумфальные гастроли. Грока называли интеллектуальным клоуном, клоуном -философом.

В 1924 году, после двадцати лет работы на сцене мюзик-холлов, Грок король буффонады принял предложение от цирка Медрано.

Грок умел безраздельно владеть публикой. Он работал соло более 70 минут. Почти все его работы строились на музыке. Самые знаменитые его антре: "Скрипка", "Фортепьяно".

Грок оставил о себе воспоминания. В 1937году он создал фильм, не принесший ему доход. После войны создал два новых фильма, в которые включил свои лучшие номера. В 50-х годах открыл собственный цирк- мюзик- холл. Прежде чем удалиться от дел, устроил серию прощальных выступлений. Умер в возрасте 79 лет в своем роскошном мраморном дворце в Италии.

Димитри

Димитри - новое слово в словаре великих клоунов.

В 1961 году профессионалы и любители цирка заговорили о рождении нового швейцарского клоуна. Это был псевдоним Якоба Мюллера, которому в тот год исполнилось 25 лет. Молодой человек увлекался пантомимой и музыкой.

Музыкальный номер Димитри- это бесконечная путаница с концертино, саксофонами, гитарой, флейтой, фанфарой. Он одновременно играет на четырех саксофонах, демонстрирует виртуозное исполнение пьесы на двух концертино.

Выдувая на флейте мелодию, он аккомпанирует себе на гитаре, а исполняя соло на большой фанфаре, балансируя трубой на губах. Кроме того, у клоуна есть музыкальный велосипед, увешенный колокольчиками рожками. Димитри не только великолепный музыкант, он отлично владеет многими жанрами циркового искусства.

КАШТЕЛЯН Сергей Андреевич (р. 18.7.1910), режиссёр. Народный артист РСФСР (1985). Окончил ТЦИ (1934). Студентом был приглашён вместе со своим соучеником Николаем Ивановичем Павловским (р. 20.11.1912) в Московский мюзик-холл, где они выступали с оригинальным эксцентрико-акробатическим номером (общий псевдоним Отто и Каштелян). В постановке "Под куполом цирка" исполняли роль ковёрных, снимались в фильмах ("Весёлые ребята" и др.). Дуэт существовал до 1936.

В 1938 создал при Управлении гражданского воздушного флота джаз-оркестр, в котором был художественным руководителем и ведущим актёром; с 1943 - художественный руководитель оркестра "Буковина". После войны организовал в Киеве Театр миниатюр. В 1946-51 руководил Львовским государственным оркестром.

С 1952 на педагогической и режиссёрской работе, главным образом в ГУЦИ (ГУЦЭИ), где с 1955 был художественным руководителем вечернего эстрадного отделения. Одновременно был главным режиссёром Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (1960-63). Среди поставленных им номеров: лирический этюд "Золушка" (исп. С. Власова и О. Школьников); сценка "На хоккейной площадке" (исп. акробаты-каскадёры братья А. и А. Грищенковы); "Как прекрасен этот мир", построенный на элементах манипуляций, иллюзиях и световых эффектах (исп. С. Хабичужина и С. Шукуров); сюжетные сценки "Тренер и олимпийская надежда"

Для Каштеляна характерно использование в номере какого-либо одного реквизита, например, в номере артистов Н. и В. Гречаненко "Этюд с бумерангами". В номере велофигуристов Н. и В. Ярошен-ко "Танго" органично соединены мастерская работа на одноколёсном велосипеде и стилизованный танец. Особое место занимает оригинальный номер "Тёркин в бане" (исп. Б. Опле-таев). Жонглёрские пассажи, элементы пантомимы и акробатики, чтение отрывков из поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин" органично вплетены в его сюжетную канву. Среди др. работ: "Футбол" (исп. Н. Ермаков); "Музыкальная эксцентриада" (исп. А. Бадов и Э. Колыхалов); "Эксцентрики с роялем" (исп. П. Бояринов и П. Поченков), "Оригинальный эквилибр" (исп. Н. Уточкина); "Болеро" (исп. В. Руденко); "Этюд на проволоке" (исп. Е. Рухманов); ансамбль муз. эксцентрики и пародии "Бим-Бом" (рук. В.Лёвушкин). Большая часть поставленных К. номеров отмечена призами на различных конкурсах, смотрах, фестивалях, в т.ч. и международных.

Рекламная фотография. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.

Режиссёрскую манеру Каштелян отличает умение выявить актёрское дарование. Он находил необычные сюжетные решения, соответствующие индивидуальности исполнителя, и выстраивал яркое динамично развивающееся зрелище. Он придавал главенствующее значение драматургии номера. Очень важную художественно-смысловую нагрузку несла в работах музыка. Он много экспериментировал, соединял в единой сценической партитуре элементы разных жанров - пантомиму с танцем, песню с акробатикой, фокусы с жонглированием. Более всего ему удавались номера лирического и эксцентрического плана. Номера, поставленные Каштеляном , носили печать оригинальности, неповторимости, особого изящества.

Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. В программу обучения входят и цирковые дисциплины. Задача преподавателей дать студенту почувствовать на практике соотношение маски и образа, образа и трюка, подсказать решение номера, который будет для него органичным и в то же время оригинальным.

"Синтетическое мастерство плюс уникальность" - так формулировал заслуженный деятель искусств РФ Сергей Андреевич Каштелян задачу воспитания артиста эстрады. Среди выпускников училища артисты речевого жанра:

Г. Хазанов, Е. Шифрин, А. Писаренков, певцы: Е. Камбурова, Ж. Бичевская, исполнительница музыкальных сценок М. Полбенцева, пантомимисты и жонглеры Б. Амарантов, А. Беренштейн, С. Шаргородский, фокусник В. Михайлов, акробаты С. Власова и О. Школьников, пантомимисты Ю. Медведев и А. А. Чернова, танцор А. Насыров, эксцентрики Е. и В. Троян, пародист А. Песков и др.

Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности.

Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и сатирической литературы, историю театрального, музыкального и изобразительного искусств. В специальном цикле, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме.

Выпускники училища - его гордость. За годы существования училища из стен его выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов во всех жанрах циркового и ряда жанров эстрадного искусства.

Среди них известные клоуны: М.Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Николаев, Г. Маковский и Г. Ротман, Е. Майхровский, В. Кремена, А. Марчевский, Ю. Куклачев и молодые О. Белогорлов и С. Калганов, А. Саттаров и Н. Коновалов и многие другие

Руководители и участники отдельных номеров

Акробаты: С. Кожевников, И. Федосов, Ю. Быковский, Ю. Канагин, А. Бондарев, В.Черниевский, В. Шемшур;

Гимнасты: Е. Бубнова, А. Хазова, В. Голиков и Э. Анзорге, В. Суркова, Г. Адаскина, Л. Канагина, В. Лобзов, О. Лозовик;

Жонглеры: З. Махлин, Н. Бауман, И. Хромов, В. Грачев, Е. Биляуэр, С. Игнатов;

Эквилибристы: В. Волжанский, Н. Логачева, Р. Хусаинова, В. Стихановский и Т. Маркова, С. Курзямова;

Эквилибристы с першами: В. Французов, Л. Костюк, Р. Манукян и многие, многие другие.

Огромный вклад в развитие циркового искусства внесли известные режиссеры и балетмейстеры цирка: В.В. Глазырин, Б.А. Бреев, З. Б. Гуревич, Л.М. Петлицкий, И.И. Федосов, А.И. Будницкий, Ф.Я. Хвощевский, В.Ф. Грачев, В.Ф.Самохвалов, Г.А. Сеничкин, Н.Д. Зверев, И.Я. Новодворская, Е.В. Банке, Л.А. Швачкин, Л.М. Лемперт, Ю. П. Белов и др.

Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, любить цирк и быт ему преданным, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах-фестивалях циркового искусства, многие выпускники училища становились и становятся лауреатами.

Российские лауреаты конкурса "Цирк завтрашнего дня" (с 84г.) Клоуны - С. Соломатин и В. Столяров, жонглер - В. Царьков, клоуны - Ю. Соколов и В. Александров, антиподистка - Т. Пузанова, гимнастка - Е. Панова, гимнаст - Н. Челноков, гимнастка - Т. Хуршудова, акробаты - А. Твеленев и Н. Емелюков, клоун - Э. Акопян, гимнастка - М. Головинская, клоуны Э. Алексеенко и А. Жигалов, гимнастка - Е. Фомина, жонглер - А. Арсланов, клоуны - "Группа А".

Монте Карло - Всемирный конкурс циркового искусства (с 1976г.) - (приз "Золотой клоун") акробаты-вольтижеры - п/р В. Шемшур, эквилибристы п/р Л. Костюка, клоун О. Попов, жонглер С. Игнатов, клоун Ю. Куклачев, эквилибрист - О. Изосимов. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен, верно. На наш опыт обратили внимание и другие страны.

ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Японии, Франции, Австрии и других стран.

Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча.

Значительную роль в формировании деятельности и культуры, будущих артистов играла и играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Невозможно перечислить всех преподавателей, отдавших свои силы, знания и опыт будущим артистам. Среди первых педагогов известные артисты, режиссеры, искусствоведы и балетмейстеры цирка, эстрады, театра: Д.С. Альперов, В.А. Жанто, Д.Л. Дмитриев, С.Д. Морозов, М.С. Местечкин, Н.Г. Оберова, С.И. Сосина, Н.Д. Степанов, Б.Н. Тенин, Н. Фабри, В.А. Феррони, К.И. Филатова, Н.И. Фореггер, А.Н. Ширай, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Кисс, Н.Э. Бауман, И.Я. Новодворская, З.Б. Гуревич, Ф.П. Земцев, И.И. Федосов, В.Ф. Грачев, Е.С. Банке, Л. Швачкин.

Выпускники училища разных лет добавят к этому списку и другие дорогие имена преподавателей, сделавших их мастерами. Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением.

Директорами училища в разные годы были: А. Луначарская (1927-29), О. Линдер (1929-40), Ю. Дмитриев (1941-42), В. Жанто (1943-47), Н. Барзилович (1947-50), А. Волошин (1950-78), С. Макаров (1978-86), А. Анютенков (1986-88), В. Владимиров (1989-1995). С 1995 В.М. Савина - Заслуженный работник РФ, кандидат педагогических наук.

Тимофеева И.Ю.

источник- http://ruscircus.ru/referat/timofeeva.shtml