Домой   Мода   Журналы   Открытки   Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

 

 

   Помощь сайту     Гостевая книга


Король русского юмора

Аркадий Аверченко 1881 - 1925

 

Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
    А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.
    Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 г. служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также рассказе в «О пароходных гудках»
    В 1896 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
    В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его первый рассказ "каа мне пришлось застраховать жизнь". Сам же Аверченко считает своим литературным дебютом рассказ "Праведник"
    В 1906—1907 он, «совершенно забросив службу», редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 год Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Но его увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург.
    Итак, в 1908 году Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон»), в том же году — его редактором.


    Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.
    В 1911—1912 Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».
    А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
    После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к Советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
    С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
    15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.

 

     После эмиграции
 

    В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
    В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар». В этом же году вышла статья Ленина "Талантливая книжка", в которой Аверченко назван"озлобленным до умопомрачения белогвардейцем", однако В.И. Ленин нашел книгу "высокоталантливой".
    13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград.
    Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.
    В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
    Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
    В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
    Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
    В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
    Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
    Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
    Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

 

Евгений Весник ● Рассказы ● Аркадий Аверченко
 

 

Творчество

    Аркадий Тимофеевич Аверченко - прозаик, драматург, журналист и критик.

    Первый рассказ писателя "Уменье жить" был опубликован в 1902 году в харьковском журнале "Одуванчик". В период революционных событий 1905 - 1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещенные цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов "Штык" и "Меч".
    В 1910 году выходит его сборники "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене" и "Веселые устрицы", последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.
    После опубликования Аверченко статьи "Марк Твен" в журнале "Солнце России" за 1910 год (№ 12), такие критики, как В.Полонский и М.Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А.Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.
    Аверченко затрагивал в своем творчестве разные темы, но главный его "герой" - это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к "среднему" человеку, к толпе.
    В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих", после чего за Аверченко закрепляется звание "короля смеха". Рассказы инсценировались и ставились в Петербургских театрах.
    На данном этапе в творчестве писателя выработался определенный комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, тем самым служат для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ "Рыцарь индустрии" повествует о неком Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь самым любым способом.
    Постепенно в творчестве Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: "План генерала Мольтке","Четыре стороны Вильгельма", "Случай с шарлатаном Кранкен" и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

    В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: "Сорные травы"(1914), "О хороших, в сущности, людях"(1914), "Одесские рассказы"(1915), " О маленьких - для больших"(1916), "Синее с золотом"(1917) и другие. Особое место среди них представляют "детские" рассказы( сб. "О маленьких - для больших", "Шалуны и ротозеи" и другие).
    К 1917 году Аверченко перестает писать юмористические произведения. Теперь его основные темы - это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделен на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определенный момент спохватиться и вернуть все на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги,в рассказе "Урок в советской школе" дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает в главных российских политиков Троцкого и Ленина образе беспутного мужа и сварливой жены ("Короли у себя дома"). Второй мир России у Аверченко - это мир беженцев, мир тех, кто "зацепился" за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстает, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы "Константинопольский зверинец" и "О гробах, тараканах и пустых внутри бабах", в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
    В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные - все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
    Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге "Записки Простодушного" 1921 года. "Записки простодушного" - сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов "Кипящий котел" и драма "На море".
    В 1922 году издается сборник "Дети". Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребенка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.
    В 1925 году выходит последнее произведение писателя юмористический роман "Шутка мецената".

    Сборники рассказов

    «Юмористические рассказы»
     «Весёлые устрицы»
     «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"»
     «Двенадцать портретов (в формате "Будуар")»
     «Дети»
     «Дюжина ножей в спину революции»
     «Записки Простодушного»
    «Кипящий котёл»
     «Круги по воде»
     «Маленькая лениниана»
     «Нечистая сила»
     «О хороших, в сущности, людях!»
     «Пантеон советов молодым людям»
     «Рассказы для выздоравливающих»
     «Рассказы о детях»
     «Рассказы о старой школе»
     «Смешное в страшном»
     «Сорные травы»
     «Чёрным по белому»
     «Чудеса в решете»
    «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»

     «Юмористические рассказы»

    Сатирические типы

    1. Политики: Гос дума, октябристы;
    2. Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная («Мозайка», «Жалкое существо»);
    3. Люди искусства («Золотой век», «Поэт», «Неизлечимые»);
    4. Быт города («День человеческий»)

Читать рассказы Авеченко