Домой    История моды   История костюма

Гостевая книга        Форум


век 18

Период рококо унаследовал многие характерные черти предшествовавшего ему периода барокко, те же замысловатые детали и сложные украшения. Но несмотря на внешнее сходство стиль рококо существенно отличается от барокко.


Балерина

В то время, как каждый аспект декоративного искусства периода барокко основывается на чрезвычайной жесткости и массивности, в основе искусства, музыки и мебели рококо лежит легкость и текучесть, которые в течение периода становятся все более выразительными. Обычно формы рококо в декоративном искусстве создают впечатление чего-то воздушного, поднимающегося вверх сложными изогнутыми линиями, вопреки как физической так и психической гравитации.

Цветы, птицы и волнистые линии стали доминирующим мотивом в стиле, подчеркивая идеализированную женственность. Эти формы присутствовали во всем изобразительном искусстве, как изящном, так и декоративном, потому не удивительно, что черты костюма перекликались с чертами мебели.

Женская одежда

В 18 веке женщина была наиболее свободным и уважаемым членом общества за всю историю западной цивилизации вплоть до 20-го столетия. Приход эпохи просвещения изменил уклад западного общества с господства силы в сторону почитания галантности и разума. Поскольку в этих условиях у женщин появилось больше возможностей, большую часть 18 века они фактически управляли обществом и добились в этом успехов, становясь писательницами, художницами и предпринимателями. Это даже немного странно, что искусство и философия того времени так превозносили женщину и, что стиль рококо, ассоциируемый с 18-м столетием is replete изобиловал тем, что психологи называют "женскими формами восприятия".

Подробнее о женской моде 1700-1789 годов

Стиль женской одежды в 18 веке отражал укрепляющееся положение женщин в обществе. Если раньше, вначале 18 века,

 манто представляло собой простую мягкую одежду, сшитую из двух отрезов ткани, подобранной и плиссированной на талии с широкими вышитыми рукавами, носимой поверх стойки, то в последствии оно было уплотнено, декорировано и посажено на обручи, называемые "корзинами".

В конце концов, в середине века платье по стилю превратилось в т. н. "Роб де Франс" кукло-тортоподобную структуру, благодаря которой женщина занимала в трое больше места, чем мужчина, тем самым привлекая к себе внимание.

Одежда1730-1740 г. (Kohler)


Дама времен Людовика XV. (Hoey)

После 1760-х женщины начали так же расти вверх при помощи причесок и головных уборов.

Французский головной убор. 1770 (Stibbert)

Дамы в платьях, модных в 18 веке.

После 1780-х в моде победил натурализм и платья стали выглядеть более естественно, они все еще занимали довольно много места, но приобрели более натуральные формы, сохранив при этом нижние юбки. Волосы каскадом спадали из-под широкополых шляпок.

Простое платье женщины среднего класса со стеганной юбкой. 1780-95

Мужская одежда

Эпоха просвещения обусловила некоторую смену приоритетов и для мужчин. Интеллект стал цениться не ниже, а порой и выше физического совершенства и силы, служба в армии стала уделом более бедных слоев и младших сыновей знати. Военная форма стала играть меньшую роль в мужской моде, и, как результат, тон стала задавать женская, азиатская и народная одежда.

Следует отметить, что в этом периоде высокая мода и повседневная одежда разделились, например, английский герцог 18-го столетия мог носить шнуровку, золотую вышивку и бархат во время официальных церемоний, однако в течение дня он носил простую темную одежду, почти не отличимую от костюма, который мог бы носить квакер или торговец среднего класса.


Костюм мальчика 1700. (18th Century Costume)

Основным направлением развития моды в начале 18 столетия была официальная одежда и так продолжалось до начала 19 века, когда почти все внимание сосредоточилось на повседневной одежде. На протяжение столетия оба эти стиля существовали бок о бок, и все более походили друг на друга, отличаясь цветом, материалом и подгонкой.

Костюм. 1779. (Dion Clayton Calthrop)

Подробнее о мужской моде 1700-1789

В 1700-х годах доминировали длинные камзолы мягкие, но со строго вертикальными линиями, пресекаемыми горизонтальными линиями подола, длинные висячие жабо и длинные парики.

Костюм в стиле 1700-х (Dion Clayton Calthrop)

Дворянин, одетый по моде 1693, молодой буржуа, одетый по моде 1710  (Quicherat)

В то время, как женские юбки принимали простую округлую к низу форму, полы мужских костюмов в 1740-х годах были тоже расширены и расширялись, пока мода не повернула вспять и камзолы не были совсем урезаны.

Костюм по моде 1739 (Dion Clayton Calthrop)

В 1760-х годах камзолы начали разрезаться впереди, а  жилеты - на бедрах.

Официальный наряд 1760(Kohler)

В 1770-е годы появились стоячие ленточные воротники и небольшие спадающие воротники.

Мужчина в костюме 1779-80-х.

1780-е годы отмечены укороченными жилетами и складывающимися воротниками.

Человек, одетый по моде 1780-х (Tara).

Итоги

Относительная стабильность и процветание в сравнении с двумя предыдущими столетиями обусловили рост производства предметов роскоши. Дорогие фривольные и непрактичные вещи, такие, как ароматические шкатулки, складные веера, парики, меховые муфты и косметика были популярны среди модников обоих полов. Модные вещи становились все более роскошными по стилю, чему способствовал рост материального благосостояния высшего и среднего классов, а также и некоторые технологические новшества. Например, с изобретением Жакардовского ткацкого станка (кстати, дальнего предка компьютера) узорные ткани узорные ткани стали производиться в гораздо больших количествах и более широком ассортименте. Бриллианты и бижутерия стали обычным делом, благодаря открытию технологии огранки. Прочие вещи, такие, как женские туфли и мужские жилеты просто стали более аккуратны, делались из хорошей ткани и украшались вышивкой.

Религиозные консерваторы продолжали выступать против развития и разнообразия моды, но их проповеди об одежде стали более умеренными, чем в предыдущем столетии. Основной акцент делался на логику и чувства, а не на обвинение модников в смертных грехах. Квакеры и прочие группы, чья одежда была проще сумели найти стиль, отличавшимся таким вкусом и качеством костюма, что в конце столетия многие англичане и американцы стали носить его независимо от своих религиозных убеждений.

Одежда низших классов оставалась рваной и бедной, поскольку аграрная революция продолжала сгонять крестьян с земли в города. Это масштабное перемещение рабочей силы, которое продолжалось и в 19-м веке создало городской пролетариат и сделало возможной промышленную революцию.

Эта стабильность была нарушена в конце 1789 года, когда Европу всколыхнула Великая Французская Революция.